Церковь введения богородицы на ильинском крестце

Александр Можаев

19 июня 2017 года, через 238 лет забвения, Москва вновь увидела камни древней церкви Введения Богородицы на Ильинском крестце. В ближайшие дни решится важнейший не только для Ильинки, но и для всей столицы вопрос: реликвия либо вновь скроется под покров уличного мощения, либо станет частью пространства исторического центра и важнейшим прецедентом в деле охраны памятников архитектурной археологии.

Ильинский крестец — 2: что случилось с древностями, найденными на Ильинке

Профессионалы не первый год
пытаются убедить городские власти в том, что основой подобных проектов
должна быть археологическая структура места, что о ней надо вспоминать
на стадии разработки концепции, а не в процессе проведения работ.
Насыщенность культурного слоя Китай-города фрагментами древних построек,
сильно выступающих за красные линии современных улиц, для историков
очевидна. Городские власти проигнорировали советы, и благоустройство
вновь споткнулось о предсказуемую сенсацию. При этом раскопали уже не
фундамент, а полноценные стены нижнего этажа, арочные ниши и ступени
лестницы, ведущей в еще не разведанный подвал храма грозненского
времени.

А теперь посмотрим, что принесла на хвосте краеведческая сорока.
Рассказывают, что археологи делают все возможное в сложных погодных
условиях и уже освоили более ста квадратных метров на территории,
примыкающей к руинам церкви с севера. Их не то чтобы подгоняют, но
борьба за сроки тормозящих стройку раскопок идет каждый день. Городские
власти в лице посетившего объект заместителя мэра Петра Бирюкова
выразили заинтересованность раскопками и их практическим результатом.

Официальное мнение руководства пока не озвучено, но в целом тема
сохранения руин храма в верхах возражений не вызвала. И вот здесь
начинается тревожное, потому что пешеходная зона должна быть реализована
ко Дню города, а подготовкой проекта музеефикации покуда никто не
озаботился.

Теоретически возможны три варианта. Самый лучший — устройство
подземного павильона, где будет экспонироваться кладка стен (может быть,
включая интерьер загадочного подвала), а также археологические находки.
Глубина залегания руины позволяет сделать это без ущерба для рельефа
площади — останется лишь решить вопрос входа в подземелье. Либо можно
устроить открытый атриум с ведущими вниз лестницами — в этом случае
придется решать вопрос с отводом осадков.

А вот, наконец, очень страшная сплетня: кто-то из командиров стройки
придумал, как решить проблему дешево и сердито. Надо разобрать на
кирпичи верхнюю часть руины, а потом сложить из них такую же, но на
более удобной высотной отметке, одновременно освободив место для фонтана
и его насосов. Лишнее ликвидировать, про недокопанное забыть. По
слухам, операция может начаться со дня на день, и для того чтобы скрыть
ее от глаз, в раскопе строится навес из досок.

Навес, появившийся недавно на месте раскопанной церкви

Звучит дико, но правдоподобно. Не раз приходилось убеждаться, что
представления заказчика о допустимом в работе с памятниками бывают
запредельно туманными и варварскими. И сейчас среди лиц, принимающих
решения, могут оказаться те, кто видит на Ильинке лишь яму, полную
трухлявого камня, и слышит непонятные разговоры о приоритете сохранения
кладок in situ. А значит, самое время специально обученным
профессионалам — чиновникам Департамента культурного наследия,
археологам, историкам, реставраторам — повсеместно разъяснять ценность
находки и ее судьбы как важнейшего прецедента.

Я вот тоже добавлю как музейный работник. Вспомните Ильинку: улица
самая расцентральная, так как начинается от Спасских ворот нашей Родины.
Самая известная ее постройка — Гостиный Двор, построенный при Екатерине
Великой. Остальное — хорошие, но довольно монотонные здания второй
половины XIX столетия. А между тем в древности Ильинка была великолепна —
комплексы Государевых Старого Гостиного и Посольского дворов с орлеными
башнями, шесть храмов, купеческие хоромы и подворья богатейших
монастырей. Руина Благовещенской церкви могла бы проявить средневековую
историю улицы, сейчас никак не представленную. Сам храм тоже загадка:
сохранившихся грозненских построек в центре Москвы — сосчитать одной
рукою, причем Благовещенская церковь — это особенно интересный
доопричный период. Церковь перестала существовать в 1779 году, и о ее
внешности ничего не известно.

Очертания
храма на глубоко предварительной схеме. Здесь показаны уже раскопанные
стены северной паперти, еще не раскопанный интерьер подвала
(предположительно) и примерный радиус проектируемого фонтана

Может быть, обнаруженный подвал — не усыпальница богатых вкладчиков, а
торговый склад, что встречается лишь в Китай-городе? Стоявшая ровно
напротив Благовещенской Дмитриевская церковь вообще имела в первом этаже
магазины — рядом Торг, чего уж там. Подобные детали могут иметь большое
значение для истории Москвы: они будут пересказываться в ученых трудах и
путеводителях, на них будут акцентировать внимание экскурсоводы. А
главное — исследование Ильинских недр только начато. Во-первых, основной
объем церкви Благовещения находится за пределами огороженной
стройплощадки. Во-вторых, сразу за церковью должна залегать деревянная
мостовая несохранившейся части Богоявленского переулка, а затем — стены
палат Троице-Сергиевского подворья. Они также выстроены в XVI веке,
запечатлены на планах XVIII века и должны пребывать в неплохом для
своего возраста состоянии.

Все это может стать единым археологическим комплексом, подобных
которому в Москве нет. А фонтан — дело хорошее, но для этого места
совершенно произвольное. Его можно с легкостью разместить где-нибудь
еще, не лишая Ильинку столь уникального шанса.

Беззастенчивое уничтожение уникальной археологической находки - церкви XVI века на Биржевой площади - ради банального фонтана к Дню города не оставило москвичей равнодушными.
Сегодня у разгромленного раскопа прошел одиночный пикет.
В нем стоял обычный московский. стрелец. Он не выдержал глумления над историей и от стыда за городские власти и подпевающих им специалистов вышел с алебардой на улицу.


Александр Можаев

История одного из древнейших столичных храмов – Ильинского на одноименной улице Китай-города –удивительна. Сколько пришлось ему перенести за многие века существования – и при этом выжить! Воистину, Бог сохраняет все.


Когда идешь по застегнутой на все пуговицы Ильинке, где справа и слева сплошные госучреждения да банки, а впереди Кремль, то давший когда-то название этой улице Ильинский храм можно не заметить. Домам здесь всегда было тесно. Основанная купцами, улица много веков оставалась торговым и деловым центром города. Но рядом с купеческими лавками соседствовали монастыри и храмы – числом более десятка. И правила церковной жизни были важнейшими для торгового люда. Строго запрещалось вести торговлю в воскресенье, в дни великих праздников и накануне, когда вечером в храмах служили всенощную. Колокольный звон служил сигналом к закрытию лавок, после чего купцы спешили в церковь.


Первой святыней, воздвигнутой купцами на этой улице в ХIV веке, стал храм Димитрия Солунского. Улица стала называться Дмитровкой. А в ХVI веке на территории Ильинского монастыря заложили каменный храм в честь пророка Божия Илии. Эта новая обитель так полюбилась москвичам, что вскоре улицу переименовали в ее честь. В Москве еще строили Ильинские храмы, но этот – самый древний. Через несколько лет ему исполнится пять веков!
Храм стоял на шумном и оживленном Ильинском крестце. А Ильинка всегда была не только торговой, но и посольской улицей: тут располагались Посольский и Гостиный дворы. Здесь объявлялись царские указы и совершались торговые казни. Непосредственно рядом с храмом находился калачный ряд – место розничной торговли хлебом.

– В этот год произошло восстание москвичей, – рассказывает Татьяна Берхина, – в результате которого свергнули с престола и казнили Лжедмитрия I и изгнали поляков. Заговор и восстание организовали бояре во главе с князем Шуйским. А сигнал к восстанию прозвучал с колокольни Ильинского храма. Смута длилась еще более 10 лет, но начало освобождению русской земли от иноземцев было положено.

Храм неоднократно горел, но после каждого пожара его вновь отстраивали. Во второй половине XVII века Ильинский монастырь упраздняют. Церковь вместе с землей передают Новгородскому архиерейскому дому и надстраивают верхний храм, куда переносят престол в честь пророка Илии. А древний нижний храм переосвящают в честь апостола Тимофея.


Во второй половине ХIХ века вокруг храма начали возводить Теплые торговые ряды. У тогдашних купцов уже не было того бережного отношения к Ильинской церкви, как раньше. Помещение нижнего храма они упразднили и заняли под торговые нужды. Пострадал и верхний храм: его площадь была также урезана в пользу торговли. Но все-таки древние стены под натиском устояли. Им удалось чудом пережить и советское лихолетье. Сразу после революции 1917 года храм закрыли. В 1930-е годы снесли верхний ярус колокольни, храм разделили перекрытиями на два этажа, и в его помещении вплоть до 1990-х годов селились различные конторы.

Нынешний настоятель протоиерей Андрей Речицкий вспоминает: когда ему дали этот приход, степень разорения просто ужасала. Но после долгих мытарств и лишений на Ильинский храм снизошла благодать Божия. Иначе как объяснить те чудеса, которые здесь стали происходить? Пока инженер-реставратор Герман Бессонов разрабатывал план спасения, отцу Андрею позвонили из Государственного архива Новгородской области (ГАНО) и рассказали о найденной папке с документами.

– Открыв ее, мы ахнули: там хранились планы нашей Ильинской церкви, начиная с 1704 года. Мы увидели все перестройки, которые здесь происходили каждые 25 лет, что, конечно же, значительно помогло в воссоздании. Но самое удивительное – мы узнали о существовании нижнего храма, который на тот момент был просто засыпан строительным мусором. Бессонов также настаивал на раскопках, так как ему было важно посмотреть с инженерной точки зрения, что находится внизу под верхним приделом. Так в центре Москвы, где, казалось бы, уже все давно найдено, был откопан нижний храм начала XVI века, – восхищается отец Андрей Речицкий. – Под строительным мусором сохранился контур храмовых стен и алтаря на высоту более двух метров и другие архитектурные детали.

Но это было только первое чудо. За ним последовало второе: под фанерными щитами в верхнем храме обнаружились росписи конца ХVIII – начала ХIХ в.в., представляющие посвященный Евангельским чтениям Цветной триоди от Пасхи до Недели всех святых единый ансамбль. Они бережно перенесены на холст и уже неоднократно экспонировались на реставрационных и художественных выставках.

Елена АЛЕКСЕЕВА


Настоятель Ильинского храма
протоиерей Андрей Речицкий


– Храм был настолько перестроен, что войдя в него нельзя было понять, что это храм. Было даже сложно понять, что сохранилось от храма. Вместо Царских врат была дверь в кабинет главного механика находившейся здесь долгие годы машиносчетной фабрики, и этот механик сидел в алтаре. Здание находилось в остроаварийном состоянии, и нужно было срочно что-то предпринимать, потому что нависла реальная угроза обрушения стен. Руководством Китай-города нам было дано жесткое указание: ничего не трогать. Сами мы копать не могли, это было очень ответственно. Любая оплошность могла очень дорого стоить. Для того чтобы здесь что-то тронуть, нужен был гениальный инженер. И после долгих поисков он пришел к нам на помощь в лице реставратора Германа Бессонова. Ему пришлось буквально по частям собирать эту древнюю святыню.

Справка. Сегодня Ильинский храм – главный войсковой храм российских Воздушно-десантных войск.

В нашей онлайн базе уже более 10821 рефератов!

Вы можете воспользоваться поиском готовых работ или же получить помощь по подготовке нового реферата практически по любому предмету. Также вы можете добавить свой реферат в базу.

Крестцы Китай-Города.

Крестцами в Китай-городе назывались те места, где находились особые часовни, в которых приводили к крестному целованию народ в особенно важных случаях, а также объявлялись царские и патриаршие указы. Сюда же привозили трупы безродных тюремных узников, умерших в тюрьме или под пытками, для сбора денег на их погребение.

Перед Семиком на эти же крестцы вывозили из убогих домов, содержавшихся там подкидышей, и там их брали на воспитание бездетные супруги. Таких крестцов в Китай-городе было три : Никольский, Ильинский, Варварский.

Никольский крестец (часовня) находится при церкви Николы Старого Греческого монастыря. Часовня эта была особенно чтима в народе. Перед образом Николая Чудотворца теплится неугасимая лампада, а в прежнее время горела неугасимая поставная свеча. Тогда между обывателями существовал обычай ежедневно в сумерки брать огонь из часовни Св. Николая и им зажигать свечи и ночники в свих домах. Обычай этот наблюдался до 18 столетия.

Ильинский крестец получил своё название от Ильинского монастыря, что стал церковью Пророка Ильи, что на Новгородском подворье. Он простирался от Ильинского моста ( через ров у стены Китай-город) и до Фроловских (Спасских) ворот или даже до Лобного места. На этом крестце по обычаю собирались попы и дьяконы, и сюда присылали обыватели нанимать их в свои церкви для совершения церковных служб. Эти духовные лица вели себя крайне неприлично, бранились между собой и делали разные бесчинства , вследствие чего против этого обычая восстали многие из духовных лиц. Обычай был прекращен только в 18 столетии.

У Ильинского крестца производились также торговые казни, которые указом в 1685 году переведены отсюда на Красную площадь.

Варварский крестец получил своё название от церкви СВ. Варвары. Тут в старину продавались знахарями разные целительные травы и заговаривались разные болезни. С течением времени значение крестцов исчезало , крестное целование прекратилось, подкидышей со времени Петра Великого туда не привозили, наемных попов и дьяконов туда не пускали, знахарей и знахарок прогнали. В начале 18 столетия оставались одни часовни, которые тоже были уничтожены синодальным указом 1722 года, за исключением одной Никольской, и крестцы остались в одних только воспоминаниях народа да в исторических актах.

Соборы в Китай-городе.

Собор Василия Блаженного. Немногие из московских и даже вообще русских храмов пользуются такой известностью как церковь Василия Блаженного. Монастырь основан в 1352 году по воле великого князя нижегородского Бориса Константиновича преподобным Евфимием , который и был здесь первым архимандритом.

Рассказ этот - выдумка, не основанная ни на каком историческом свидетельстве ; но она много способствовала архитектурной славе церкви Василия Блаженного, и простолюдины до сих пор уверены, что Иван Грозный велел ослепить строителя достопамятной церкви.

Достоверно известно только то, что царь Иван Грозный построил этот храм в 1554 году в память покорения Казанского, прежнего Татарского, царства, о чем он дал обет ещё ранее. Казань взята в 1552 году, а в в1554 году, спустя два года, заложена эта (святая) святыня близ Спасских ворот на месте бывшей тут деревянной церкви Св. Троицы над Кремлевским рвом, при котором погребено тело святого Василия Блаженного. Так как покорение Казани совершилось 1 октября, в праздник Покрова, то и новый собор в честь того дня был наименован Покровским.

Постройка храма была окончена в 1557 году, и в том же году совершилось его освящение. Это было 29 июля. При освящении находились сам царь и его брат Юрий, все бояре и множество народа. Освящение совершал митрополит Макарий.

Нет сомнения, что Покровский собор представляется нам теперь не в первобытном своем виде, так что мы даже не в состоянии судить по нему о вкусе наших предков и не можем сказать, что особенно восхищало их в нем. За 30 лет, протекших от заложения храма до кончины Ивана 4, он не был ещё совершенно окончен.

Царь Федор Иванович по восшествии на престол доканчивал здание своего родителя, устроил несколько новых приделов, повелел расписать церковь и покрыть её узорчато железом и черепицей. В царствование Федора Ивановича были обретены и мощи СВ. Василия Блаженного, который, как уже сказано, был погребен здесь при Троицкой церкви в (1552 г.). Мощи обретены в 1588 году, прославились чудесами, и с тех пор Покровский собор получил в народе наименование Василия Блаженного. Собор не был окончен и царем Федором Ивановичем. Последующие цари - Михаил Иванович, Алексей Иванович и Федор Алексеевич - продолжали увеличивать число приделов собора, так что всё строительство его тянулось с промежутками более 125 лет. Было произведено много изменений как во внутреннем устройстве, так и снаружи. Важнейшие переделки и прибавления в соборе окончились около 1679 года, и он остался в том виде, в каком существует. Тогда имел он 20 приделов, а по некоторым известиям, впрочем не весьма достоверным , до 70. От этих переделок храм как снаружи, так и внутри не имеет ни малейшей симметрии, а оригинальная красота его является чистой случайностью.

Внутренность храма мрачна, а в некоторых приделах так мало света, что с трудом можно различить предметы. Но именно эта теснота, это сближение разнородных украшений , напоминающих разные века и разные вкусы, вся эта тяжесть, громадность, разновидность частей, которые, по-видимому, нельзя было сблизить, - все это и составляет отличительный характер церкви Василия Блаженного, все это делает её исторически оригинальной и драгоценной. Надобно желать, чтобы церковь навсегда сохранила нынешний свой вид и была памятником веков. У нас так мало народных, старинных памятников, что надобно дорожить немногим, что ещё остается теперь. А церковь Василия Блаженного, как мы уже говорили, любима и знаменита во всей России.

Казанский собор. Собор построен в царствование Михаила Федоровича Пожарского и назван Казанским в честь чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, сопутствовавшей русским воинам во всех их битвах с поляками.

Постройка собора началась в 1630 году и окончена в 1633 году. В том же году собор торжественно освящен всероссийским патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, и с тех пор по царскому указу и с благословения святейшего патриарха ежегодно совершаются здесь крестные ходы 8 июля и 22 октября.

Наружность храма не представляет ничего замечательного, но внутренность имеет много величественного трапезная огромна и уставлена многими старинными образами, но иконостас принадлежит к более поздним временам. В храме особенно замечательна чудотворная икона Казанской Божьей Матери, принадлежавшая прежде князю Д.М. Пожарскому и, как мы уже говорили, сопутствовавшая русским войскам в битвах с поляками.

Икону эту по устроении собора князь Пожарский на своих руках перенес с Лубянки, где находился его дом против церкви Введения во храм Богородицы. Икона находится по левую сторону Царских ворот.

Замечательно, что в простом народе есть предание, будто бы чудотворная икона эта находится не в самом соборе, а посреди креста над колокольней. Предание уверяет, что святую икону несколько раз вносили в собор, но она всякий раз снова являлась на кресте колокольни.

Похожие рефераты из раздела "История"


Итак, как и обещал я продолжаю вам рассказывать о чудном месте в селе Сухарево Валуйского района.

После первого нашего визита мы пообещали отцу Феодору и матушке Феодоре, что обязательно сюда приедем в ближайшее время и полетаем на квадрокоптере. У нас возникло желание сделать небольшое видео, и показать всем вам, как это божественное место выглядит с высоты птичьего полёта. Видео будет в третьей статье.

До полётов было два часа, поэтому я решил отправится в местную церковь, там как раз шла служба.

Сегодня я хочу показать, как выглядит Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, которая расположена в селе Сухарево.


В 1980 году отец Александр (отец Феодор) получил рукоположение и дали ему приход в Белгородской области, Валуйском районе, с. Сухарево быть настоятелем храма Введения во храм Пресвятой Богородицы. Прихожан было мало, молодежи совсем не было, только старики да старушки. Он поехал с семьей служить, время было к лету. Лето пролетело в благодати, но к осени семье пришлось вернуться в Москву — старшим детям в школу. Батюшка остался в приходе на служении.


Страшен был день, когда сгорел храм. То было раннее утро поздней осени, батюшка пришел рано, готовился к службе в праздник Иконы Божией Матери "Скоропослушница". На дворе церковный староста греб снег, никто не заметил и не помнит как произошло, что церковь вспыхнула, говорят, что когда отец Александр выбежал из церкви, в руках у него было Евангелие, Крест и Чаша, подрясник взялся уж огнем. Вспыхнул деревянный храм, как свеча, сгорел за час.


В небывалой печали вернулся отец Александр в Москву. Горевал, ездил по монастырям. Дали ему приход в с. Лесное Уколово, Белгородской области, но батюшка не смог туда поехать, не смог заставить себя. За что и был наказан. Запрет в служении. прошло немного времени и смилостивился Владыка, снял запрет и дал приход в селе Палатовка, того же, Валуйского района, Белгородской области, но не лежала душа его к тому приходу, рвался он в Сухарево, душа истомилась, влекомый благословениями духовного отца и старцев, уже зная, что начнет строительство церкви на месте сгоревшей, батюшка самовольно оставил служение в Палатовке и вернулся в Сухарево, где открыл молельный дом. Наказание последовало незамедлительно — пришел указ о переводе его за штат.


В больших мытарствах, доводивших пусть на секунду, но до малодушных сомнений, с тяжелым, кровоточащем сердцем шли дни, недели. Объездил монастыри, старцев. Удивительно, как все, что один, единогласно благословляли его быть храмоздателем, укрепляя дух его в вере. Господь не оставил и тут. Церковная община во главе со старостой, отмолили батюшку, ездили на поклон к Владыке Хризостому, в Белгород и выпросили, вернуть ему батюшку о. Александра. А тем временем, пока сам батюшка объезжал монастыри и старцев, каждый ему что-нибудь давал — иконы, утварь церковную, так потихоньку стали собирать странницы, монашествующие, церковные служители на создание храма. Так, вдруг, началась стройка. А был это 1983 год. Советский режим. Виданное ли это дело, строительство храма в СССР?

Каменный храм по проекту архитектора Андрея Родыгина был построен на месте сгоревшей в начале 1980-х годов церкви. Храм строился два года и был освящен к 1000-летию Крещения Руси в 1988 году, как первый вновь построенный в истории Новой России.


Рядом с церковью расположена келья.


Задняя сторона церкви.




Красота!
Церковь Введения Пресвятой Богородицы произвела на меня очень сильное, трогательное и возвышенное впечатление. Земля вокруг церкви наполнена умиротворением и какой-то особенной благостью. Тут нет никаких позолоченных крестов и икон, тут всё просто. по-людски.


Северный фасад Введенского храма в Сухарево. В северный придел ведет отдельное крыльцо, стены украшены традиционными для северного псковско-новгородского зодчества крестами в нишах.


По стенам церкви расположены иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы


Они сделаны в стенах церкви.


Обратите внимание, тут нет никаких заборов. Очень трогательно-умиротворённо-красивое местечко.


Как я ранее говорил, в этот день проходила служба. К этому моменту она уже закончилась, но люди всё равно оставались и ждали, чтоб 5 минут поговорить с отцом Феодором.
У отца Феодора есть один принцип: он выслушает каждого, кто к нему пришёл. Иногда на это уходят часы.



Я решил заглянуть внутрь церкви.
Внутри церкви кажется совсем мало места.


Вот люди выстроились в очередь к отцу Феодору.




Скромный сельский церковный интерьер, я такое люблю.



Помещение церкви освещается парными окнами.




Настало время для работы. И мы отправились на самую высокую точку для запуска квадрокоптера.





Я не буду опубликовывать все фотографии с высока, я сделал небольшой ролик. Позже его отдельным постом выложу.
Само село, кажется, что затерялось среди времени, тут практически нет современных домов.


После полётов мы стали ждать отца Феодора. И пока было время, я решил просто погулять по территории паломнического центра. Кто-то кормит лошадей..



а кто-то купается.
Тут своя жизнь. Тут каждый занят своим делом.


Село Сухарево — ещё одно место в моём списке, куда можно убежать от всего мира и насладиться тишиной.



Монах Геронтий — добрейший человек, с чувством юмора.



Ближе к вечеру появился отец Феодор и матушка Феодора.
Мы думали на сегодня его рабочий день закончился, а нет, а люди едут и идут.





Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.