Церковь возле горбатого моста





Храм располагается на территории бывшего Богородского кладбища около железной дороги и Горбатого моста – путепровода, соединяющего площадь перед вокзалом с Пошехонским шоссе.

Однако Глинковское кладбище просуществовало недолго. По причине близости погоста к жилым домам городские власти решили основать новое кладбище, получившее от кладбищенского храма Рождества Богородицы наименование Богородское. В XIX веке оно становится главным в городе. В годы первой мировой войны на Богородском кладбище был выделен специальный участок для подзахоронения воинов, павших па полях сражений или умерших от ран в вологодских госпиталях. Закрыто кладбище в 1937 году, хотя захоронения на нем (в том числе и ленинградцев-блокадников) осуществлялись и в годы Великой Отечественной войны.

Первая каменная небольшая Богородская церковь на территории кладбища построена, предположительно, в 1780–1790 годах, но уже в 1819 году храм обветшал. Возникла потребность его кардинальной перестройки.

Существующий ныне Рождество-Богородицкий собор построен в 1830-е годы по инициативе церковного старосты А.И. Попова-Тестова на средства, пожертвованные прихожанами.

11 октября 1836 года в теплой церкви освящен престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы, давший название всему храму. В 1880 году в теплом храме освящены новые престолы: во имя трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (правый)) и во имя Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (левый).

В холодной церкви 11 июня 1839 года был освящен престол во имя Рождества Христова. В холодном отделении храма располагались два придельных престола: во имя Максима Исповедника и во имя Святых князей Бориса и Глеба.

Некоторое время службу в Богородицкой кладбищенской церкви вели священники приходских церквей города, в 1839 году при ней был учрежден собственный причт. Основной доход приносила кладбищенская деятельность, отпевание покойных, продажа святого песка с могилы Николая Рынина, известного вологодского юродивого, похороненного на Богородицком кладбище.

Храм Рождества Богородицы – единственная церковь Вологды, избежавшая закрытия в послереволюционный период. Однако в первое десятилетие советской власти причту храма пришлось столкнуться с немалыми трудностями. В 1922 году под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья все драгоценные предметы церковной утвари были изъяты.

Закрытие в городе православных храмов Патриаршей ориентации привело к тому, что в Богородицком нижнем храме объединились прихожане двух десятков церквей города. Здесь служили семь священников, среди них: настоятель о. Константин Богословский из Благовещенского храма, о. Николай Замараев из церкви Андрея Первозванного, о. Михаил Подъяков из церкви Иоанна Предтечи, о. Александр Садоков из Покрово-Казанской церкви (на Торгу). Вологжане особенно любили служение протодиакона Михаила Попова.

Во второй половине 1930-х власти сделали все возможное, чтобы закрыть храм. В 1937 году было закрыто для захоронений Богородское кладбище. В одну из августовских ночей 1937-го работниками НКВД арестован весь причт тихоновского Богородского храма за исключением о. Александра Беляева (его не было в ту ночь в городе) и о. Николая Добрякова, который страдал тромбофлебитом ног. Почти целый год, превозмогая боль, он один продолжал служить в храме. В 1939 году во время службы с ним случился приступ. Прямо из храма отца Николая увезли в больницу, где он и скончался. Власти вновь поставили вопрос о закрытии нижнего храма, но православная община выстояла. Через три месяца был найден новый священник – о. Анатолий Городецкий.

Несмотря на поддержку властей, в середине 1930-х годов стало очевидно, что обновленцы не способны сохранить свое положение. В связи с этим, в марте 1938 года специальными постановлениями Вологодского горсовета были закрыты принадлежавшие в то время обновленческим общинам Введенская кладбищенская церковь, Воскресенский кафедральный собор (где ныне располагается Вологодская картинная галерея), а декабре 1938 года – и холодная церковь Богородского кладбищенского храма. В закрытом храме первоначально обосновался архив НКВД. В годы войны здесь размещался продовольственный склад.

В результате к 1940 году в Вологде с населением в 90 тысяч человек осталась действующей лишь нижняя церковь Рождества Богородицы. Сюда приходили и приезжали верующие со всех уголков Вологодской области. Особенно много людей собирали службы во время Великой Отечественной войны.

В годы войны и первые годы после нее многие вернулись к церкви. Власти вынуждены были вновь открыть ряд храмов. Православные вологжане просили городские власти и об открытии Воскресенского кафедрального собора. Вместо этого городские власти возвратили верующим верхний храм Богородицкой церкви.

В эти годы храм стал называться Рождество-Богородицким кафедральным собором. Такой статус он сохранил до наших дней.

В 1992 и 2007 годах службы в Рождество-Богородицком кафедральном соборе отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Особо чтимые храмовые праздники:

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день после литургии совершается праздничный молебен и Крестный ход вокруг храма.

31 октября – Всемилостивого Спаса. Праздник установлен в память об избавлении Вологды от моровой язвы в 1654 году. Накануне совершается всенощное бдение с акафистом Спасителю. После литургии совершается молебен особым чином (в конце молебна поминаются почившие во время эпидемии).

В 2011 году за счет средств областного бюджета завершены реставрационные работы на живописи собора Рождества Богородицы.


23 февраля, день третий.

Надо признать, что этот день, в отличии от двух предыдущих, был практически без событий. У нас по плану на эту поездку остался только Калязин. Если в первые два дня у нас не хватало времени посмотреть все запланированное, было море впечатлений, то сегодня все понимали, что можно никуда не спешить. Поэтому проснулись не спеша, долго завтракали, еще больше собирались и уже ближе к обеду поехали.
Подъезжаем к Калязину, первое что попалось на нашем пути — это Горбатый мост через один из притоков Волги.


Заезжаем в город, сворачиваем на Карла Маркса и едем по этой улице до конца. Раньше она вела к Никольскому собору, а сейчас уходит прямо в воду. Конечно все знают, но немного истории (не моё, копирайт):
Калязин образовался в 1699 году слиянием двух старинных слобод, разбогатевших на волжской торговле — здесь к великой реке выходил путь из Москвы и Владимира. На правом берегу Волги близ устья речки Жабня стоял новгородский погост Никола-на-Жабне, по сути дела фактория купцов Новгородской республики у города Кснятин, заложенного в 1134 году Юрием Долгоруким на краю, соответственно, владимиро-суздальских владений. Напротив, за Волгой, с 1434 года известен Троицкий Калязинский монастырь, основанный иноком Макарием (в миру Матвей Кожин) из соседнего Кашина. По легенде, владевший землями, в которых он выкопал келью, боярин Иван Коляга решил непрошенного гостя тихонечко порешить, но на его родных напала какая-то хворь, и задумавший пойти к монаху с ножом боярин пришёл к нему с мольбой о помощи, а когда мольба его была услышана и хворь отступила — пожертвовал большую сумму на строительство монастыря (по другой версии, Иван Каляга просто ушёл в монастырь, пожертвовав ему и свои богатства, после того как от болезни умера вся его семья). Уже к середине века монастырь был одним из крупнейших на Волге, а разросшееся поселением при нём стало называться Калязинской слободой. Единый город из двух слобод (а также предместья Свистуха за Жабней) образовался, как уже говорилось, в 1699 году, а с 1775-го стал центром уезда Тверской губернии. И в общем тут текла тихая жизнь классического Города N из прозы Гоголя и Чехова, население весь 19-й век колебалось в районе 4-7 тысяч, советская власть пришла относительно тихо, а самый крутой поворот истории Калязина наступил в 1939-40 годах, когда была пущена Угличская ГЭС и началось заполнение водохранилища, поглотившего даже не то чтобы большую, а лучшую часть старого города:


Останавливаемся около памятника Макария Калязинского – православного святого, основателя Троицко-Калязинской обители. Он считается покровителем Калязина. Памятник в его честь был установлен в 2008 году на одном из самых видных мест в городе, мимо которого не пройдет ни один турист (дорога ведет к водохранилищу и колокольне Никольского собора). Скульптура Макария выполнена из бронзы, она стоит на фоне белой стены, стилизованной под часовню.


Идем дальше, спускаемся к Волге, к Угличскому водохранилищу, к символу Калязина — Колокольне Никольского собора. Уникальный памятник архитектуры 1800 года, который стоит на крошечном искусственном островке и возвышается над водами Угличского водохранилища. А ведь в конце XVII века здесь стоял целый собор. В XX столетии из-за строительства ГЭС, плотин, расширения русла Волги часть Калязина оказалась затопленной, а вместе с ней – и храм (его впоследствии вообще разобрали на строительные материалы). Звонницу пощадили только благодаря тому, что ее было удобно использовать в качестве ориентира-маяка. В 1980-х годах для укрепления ее фундамента насыпали остров. Поскольку была зима и Волга, да и всё Угличское водохранилище замерзло, то мы спокойно по льду дошли до самой колокольни, в буквальном смысле прикоснулись к истории.


Архитекторы: Неелов П. В.
Неелов В. И.
Щурупов М. А.
Год постройки: 1798-1799, 1871-1875
Стиль:

Фото 05.04.2012.

Церковь Святого благоверного князя Александра Невского

Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, 44

1712 - постройка дер. церкви (сгорела в 1726)

1729-1730 - возобновлена (сгорела в 1797)

1798-1799 - каменная церковь арх. Нееловы В.И. и П.В. (предположительно)

1835-1836 - расширение, арх. Громов (по др. данным Грошев)

1871-1875 - пристройка приделов св. Николая Чудотворца и Усекновения главы Иоанна Предтечи, арх. Щурупов М.А.

1941 - взорвана колокольня

1991 - возвращена Епархии

1992-1995 - церковь восстановлена из руин

(Земля Невская Православная: Краткий церковно-исторический справочник. СПб.: Лики России, 2006 С.29-30)

Нынешний каменный храм сооружен при Павле I. В 1835 г. он расширен в трапезе и к нему пристроена колокольня. Это сделано за счет прихожан, старанием управляющего селом инженер-генерала Вильсона, с благословения митрополита Серафима. В 1875-1876 гг. церковь перестроена и снова освящена. В ней главный алтарь посвящен Александру Невскому, приделы посвящены Александру Невскому и Николаю Чудотворцу.

При церкви кладбище обведено каменной оградой и при ней есть каменная часовня.

Причт помещается в трех деревянных домах, построенных прихожанами. Крестьяне занимаются судоходством, земледелием и садоводством. Приход состоит из села Усть-Ижоры и сельца Вознесенского в 3-х верстах от церкви. Прихожане большей частью грамотны. Школа в Усть-Ижоре учреждена была священником Иаковом Лабецким в 1847 г., а в сельце Вознесенском в 1861 г. волостным старшиной Иаковом Гавриловым Смирновым. Ныне есть сельское однокласное училище

Близ церкви есть такой же как и в Рыбацкой монумент в память сформирования здешними крестьянами отряда в шведскую войну 1789 г.

(ИСС СПб епархии Вып. 8 1884 г. С. 136-138; Наталия )


Проект М.А.Щурупова
(Н.А.Яковлев. Михаил Щурупов.
СПб, "Белое и черное", 2001, с. 143)
Добавил - S.P. .


Изображение Усть-Ижорской
церкви на основе проектных
чертежей. Вид с юга. ЦГИА СПб



Фото начала ХХ в.


(Е.В.Гусарова. "В память
сего Ижерского места. "
"Ленинградская панорама",
1988, №10, с. 34 - 39 и
№11, с. 32 - 35)
Добавил - S.P. .



1910-1920 гг.
С сайта pastvu.com


Вид части левого берега Невы
в районе Усть-Ижорского кладбища,
1938 г. ЦГАКФФД СПб
(добавил GeorgiaG )


После войны
(Из книги П. Сорокина
Окрестности Петербурга
Из истории Ижорской
земли.)


Ноябрь 1971 г.
ЦГАКФФД СПб
(добавил GeorgiaG )




1980-е гг. ЦГА КФФД СПб


1980-е гг. ЦГА КФФД СПб





2013 г. "Война прошла
через меня. "
(Администрация
Колп. р-на, 2015)


2012 г. "Война
прошла через меня. "
(добавил GeorgiaG )


2012 г. "Война прошла через меня. "
(добавил GeorgiaG )

История гласит, что уже в XIII веке в устье Ижоры, на месте Невской битвы, была построена деревянная часовня. По указу Петра I в 1711 г. была заложена, а через год в его присутствии освящена церковь святого Александра Невского на месте обветшавшей предыдущей постройки. Новопостроенная церковь сгорела в 1725 г. Вновь церковь была построена за период с декабря 1729 по май 1730 г. В 1797 г. эта деревянная церковь с колокольней сгорела от удара молнии.

В 1798-1799 гг. на средства местных жителей и казенных кирпичных заводов, построена новая, каменная церковь с колокольней. Церковь была огорожена каменной оградой с чугунной решеткой. Был отлит колокол весом 269 пудов и 35 фунтов. Авторами проекта каменной церкви предположительно были В. И. и П. В. Нееловы. В 1820-1823 гг. на средства местных жителей Усть-Ижорская церковь была отремонтирована, утеплена. Крестьянин села Иван Молочкин пожертвовал на украшение церкви 3149 рублей.

В 1835-1836 гг. церковь св. Александра Невского была перестроена: увеличена в длину трапезная и построена новая колокольня, которая сохранилась до 1942 г. Автором постройки 1835 года назван Грошев. Последняя перестройка церкви производилась в 1871-1875 гг. В связи с ростом населения церковь была увеличена за счет двух приделов в ширину. Северный придел освятили во имя Святого Николая Чудотворца, а южный во имя Святого Иоанна Предтечи. Автором проекта этой перестройки был Михаил Арефьевич Щурупов. За Усть-Ижорским приходом числилось 3 кладбища и приписаны 2 часовни. При церкви имелись церковно-приходская школа и приходское попечительство. В 1891 г. художником Виноградовым обновлялась живопись церкви, в основном на средства церковного старосты И.Д. Захарова.

В 1934 г. церковь была закрыта. В начале войны в 1941 г. была взорвана колокольня, в 1962 г. был обрушен купол церкви.

С 1987 г., сначала энтузиастами НИИЭФА им. Д.В. Ефремова, потом трестом "Леноблреставрация" началось восстановление церкви на средства из городского бюджета, а с 1995 г. церковь реставрируется на пожертвования православных христиан. Большую помощь в проведении строительных работ оказывало любительское объединение "Невская битва".

В 1990 г. в 750-летнюю годовщину Невской битвы церковь Святого Александра Невского передана Русской Православной Церкви.

(Информация со стенда у входа в церковь; Виктор М )

В последние годы состояние моста оценивалось как критическое и поэтому в июле 2012 года был проведен первый этап ремонтных работ. Второй этап реконструкции моста пройдет весной-летом 2013 года.


Мост Александра Невского в Великом Новгороде является одной из двух автомобильных переправ между Софийской и Торговой сторонами. Мост был построен в 1954 году, ремонтировался в 1979 году.

В последние годы состояние моста оценивалось как критическое и поэтому в июле 2012 года был проведен первый этап ремонтных работ. Второй этап реконструкции моста пройдет весной-летом 2013 года.

Великий мост был местом расправ и казней. В средневековье с него сбрасывали в Волхов осужденных, связанных по рукам и ногам. Если несчастным удавалось добраться до берега, то их больше не трогали, приписывая спасение чудотворной Божьей силе.


Пешеходный мост через реку Волхов в Новгороде часто называют Горбатым из-за формы. Мост является пешеходным и соединяет Софийскую и Торговую стороны в районе новгородского Детинца и Ярославова Дворища. Мост был построен в 1987 г. На мосту могут одновременно находиться около 8000 человек. Мост был возведен на месте, где в средневековье был Великий мост. Это был первый мост в городе. Он упоминается в летописи в 1133 г.

Великий мост был местом расправ и казней. В средневековье с него сбрасывали в Волхов осужденных, связанных по рукам и ногам. Если несчастным удавалось добраться до берега, то их больше не трогали, приписывая спасение чудотворной Божьей силе.




Новгородцы всегда связывали с голубем Божественное покровительство городу и говорили, что как голубь слетит с креста, так Новгороду придет конец.

В годы Великой Отечественной войны во время одного из артобстрелов города крест с голубем был сбит и завис на металлических крепежных тросах. Крест был снят и затем вывезен в Испанию испанской дивизии, воевавшей на стороне фашистской Германии, как трофей. И только в 2004 году старинный крест с голубем был возвращен Новгороду. Сейчас он находится возле алтаря Софийского собора, а на золотом куполе установлена точная копия.


На кресте центрального купола Софийского собора находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа. Легенда гласит, что Государь Всея Руси Иван Грозный заподозрил заговор против себя и учинил жестокую расправу над жителями города. Паривший над новгородской землей голубь спустился на главный крест. Увидев гибель тысяч неповинных людей, голубь осенил золотым свечением купол и, окаменев от ужаса, застыв там навеки.

Новгородцы всегда связывали с голубем Божественное покровительство городу и говорили, что как голубь слетит с креста, так Новгороду придет конец.

В годы Великой Отечественной войны во время одного из артобстрелов города крест с голубем был сбит и завис на металлических крепежных тросах. Крест был снят и затем вывезен в Испанию испанской дивизии, воевавшей на стороне фашистской Германии, как трофей. И только в 2004 году старинный крест с голубем был возвращен Новгороду. Сейчас он находится возле алтаря Софийского собора, а на золотом куполе установлена точная копия.

Георгий Алексеевич Радовский, сын Алексея Георгиевича Радовского, героя Плевны, простым ополченцем вступившего в сербскую армию и впоследствии дослужившегося до генерала, ещё осенью сорок первого сформировал из пленных бойцов и командиров РККА полуроту. В лесах под Можайском боевая группа капитана Радовского разгромила несколько партизанских баз, при этом захватив большое количество оружия, взрывчатки и продовольствия. В конце ноября ему было присвоено воинское звание майор, а подразделение, которое он сформировал и которое успешно действовало, постоянно пополняясь из числа перебежчиков и пленных, получило наименование Боевой группы Радовского. Воспитанный в семье военного, он выше всего ценил в своих товарищах и подчинённых именно те качества, которые необходимы в бою. В 1915 году Георгий окончил Алексеевское юнкерское училище и в звании прапорщика отбыл на фронт. Участвовал в Брусиловском прорыве. Попал в плен. Бежал. По пути в Москву, в поезде, пьяные матросы жестоко избили его только за то, что он пристегнул к своей шинели офицерские погоны. И уже через две недели он командовал ротой юнкеров родного Алексеевского училища и на горбатом мосту неподалёку от Новинского бульвара, встретившись с отрядом матросов, повёл юнкеров в штыковую атаку и в рукопашной уничтожил почти весь отряд и захватил до двух десятков пленных, которых потом расстреляли у того же горбатого моста. А через несколько дней оборона юнкеров Алексеевского, Александровского училищ и школ прапорщиков была сломлена. И возле горбатого моста красноармейцы расстреливали их. Радовского поставили рядом с тремя юнкерами. Подошли двое китайцев в красногвардейских шинелях и начали колоть их штыками. Оказалось, что расстрельной команде не выдали патронов. Его ударили в середину груди. Китаец оказался ниже его ростом. Целился, видимо, в горло, но не попал. Штык пробил лёгкие. Кровь хлынула горлом. Радовский упал в вырытую яму. А ночью он и ещё один юнкер вылезли из-под трупов и начали стучаться в двери соседних домов. Наконец их впустили. Семья старых учителей, дочь которых служила сестрой милосердия в красногвардейском госпитале, спасла их от неминуемой смерти. Потом был Дон, затем бои под Астраханью, Севастополь. Трап перегруженного парохода "Саратов". Турция. Галлиполи. Сербия. Там он решил: уж если не суждено было ему служить в Русской армии, то он готов служить в той армии, под знамёнами которой воевал его отец. Но судьба и тут обнесла его. В Сербию он не попал. Вскоре оказался в Чехии, куда спустя некоторое время пришли немецкие войска. А потом… Потом появилась надежда вернуться на родину. Какая разница, в каком качестве. Главное – он возвращался в Россию.

Родиной Георгия Радовского было небольшое село в тридцати километрах от Вязьмы. Двухэтажный кирпичный дом. Рядом конюшня, службы. Старый парк. Дом строил отец. В этом доме Георгий родился. А липы и дубы парковых аллей сажал ещё прадед, командир батальона Белозерского полка 11-й пехотной дивизии генерала Чоглокова, той самой, которая в октябре 1812 года ворвалась в Вязьму, обороняемую французами, и штыками выбила неприятелей из города.

Последний раз, в той жизни, Георгий Радовский был в своей родовой усадьбе летом 1915 года проездом на Юго-Западный фронт. А в этой, опрокинутой, навестил родину в октябре прошлого года, когда формировал из своих соотечественников роту для борьбы с партизанами. Его дом сохранился. Сохранились и каменные конюшни, и флигель, и приходская церковь. Всё было доведено до крайней степени запустения. Храм без крестов. Алтарь разграблен. С колокольни сняты колокола. Более или менее уцелел только дом. В нём Советы устроили школу. Он навестил могилы родителей, деда и прадеда. Из усадьбы уезжал с просветлённой душой – родовые курганы не были разорены. Тяжёлые гранитные камни со знакомыми надписями, наполовину засыпанными кленовыми и липовыми листьями, ещё яркими, не потускневшими от заморозков, лежали на месте.

Георгий Алексеевич разыскал бывшего управляющего, который сразу его узнал, кинулся на грудь и заплакал. В его слезах он почувствовал раскаянии и страх.

– Ну, будет, будет – похлопал он по плечу трясущегося старика.

"Прошлое не вернёшь, – думал он. – Но вернуть можно другое…"

Всё лучшее в жизни Георгия Алексеевича Радовского осталось в той России, в которой он родился и в которой были счастливы его отец и мать. А то, что он увидел, было же другой страной. Другие люди смотрели на него, узнавая и не узнавая сына бывшего хозяина имения. И только поля и лес вокруг села казались всё теми же. И пруд. И болотце у дороги. Вот это и хотел вернуть командир Боевой группы спецподразделения АК майор Радовский.

Зачем он вернулся на родину? Этот вопрос он не раз задавал себе.

Родина ему снилась на чужбине. Липовая аллея к пруду… Берёза над водой… Тёплый дождь, стекающий по водосточным трубам вместе с белым снегом черёмух. Порой он доводил себя до состояния, близкого к психозу, думая обо всём том, что оставлено где-то навсегда, но чего он никогда, казалось, уже не увидит. И когда появилась возможность вернуться, он решительно шагнул туда, откуда берёза над прудом становилась всё виднее и реальнее. И он пришёл к тому пруду, к своим аллеям, к почерневшим от времени и небрежения деревянным ставням, нагретым солнцем и пахнущим родиной, детством. О том, какую цену пришлось заплатить в пути, он старался не думать. Теперь это тем более ни к чему. Дело сделано. Он – дома. Ему выпало жить в суровое, жестокое время, и, чтобы выжить, необходимо было постоянно оглядываться по сторонам, прислушиваться и принюхиваться: соответствуешь ли ты своему времени, так ли держишь спину и подбородок, тот ли мундир на твоих плечах и то ли выражение лица, которое необходимо в данную минуту. Он был не один в своём пути назад, домой, в Россию. И у всех, бывших с ним, жила в сердцах одна надежда, все были охвачены одной волей – домой! Хоть с чёртом-дьяволом, но – домой… Надоело, опротивело жить приживалами у богатых хозяев. У иных, кого он знал, с кем вместе бок обок воевал на Дону и под Одессой, мечта о свободной от большевизма России клокотала, разрывала грудь. У других она лишь теплилась. Но и те, и другие, идя на восток от Буга и Березины в колоннах чужой армии, всё-таки возвращались домой.

Да, чёрт возьми, дело было сделано! Однако надо признать, не таким видел он своё возвращение в Россию. Не за званиями и наградами он преодолел этот путь в пространстве и душе. Но, как он понимал, – надо признать и это, – для пользы дела не время сейчас расшатывать себя изнутри подобными сомнениями. Не время…

Его боевой группе поручено создать несколько отрядов для выполнения специальных заданий немецкой разведки непосредственно в расположении окружённой группировки 33-й советской армии, 1-го гвардейского кавалерийского корпуса и подразделений 4-го воздушно-десантного корпуса. И его усадьба с родными могилами находится как раз в районе предполагаемых действий. Судьба ведёт. Это Георгий Алексеевич знал давно. И, может статься, что горшие испытания ещё предстоят ему. На выбранном им пути. На той дороге домой, которую он избрал в качестве своего пути.

Не раз, просыпаясь где-нибудь среди неожиданной тишины, в желанном одиночестве, он думал: "Как хорошо было бы просто вернуться домой, пешком свернуть с Варшавского шоссе, пройти лесом и полем, а потом ещё немного лугом, мимо болотца, где обычно гнездится семья куличков, пробежать по бревенчатому мосту и вверху, в липах и вязах, увидеть белые колонны парадного подъезда родного дома. Просто вернуться… Просто прийти домой… Стряхнуть всё, оставить позади этот жуткий морок пережитого и просто вернуться домой. Где тебя ждут. Дом – это в том числе и то место где тебя ждут".

Но кто его ждёт здесь? Кто ему обрадуется? И кого обрадует своим появлением он? Георгий Алексеевич Радовский уже навсегда вытерт из жизни этого края. Хоть этот край и есть его родина. Он вспомнил стихи любимого поэта и усмехнулся сам себе: "Искатель нездешних Америк, я отдал себя кораблю…"

"Как – вытерт? Это же моя Родина", – думал Радовский и чувствовал, как внутри у него всё твердеет злобой на кого-то, кто отнял у него всё это. Даже не дом, не старый парк, где он играл в детстве со своими сельскими сверстниками. Материальное легко возвращается и восстанавливается. У него было отнято гораздо больше, чем то, что он теперь видел в руинах или в крайнем запустении. Руинам ещё можно было вернуть первоначальный облик. Родина – это ещё и постоянная возможность приехать к дорогим могилам. Остановиться в стенах, которые помнят голоса матери и отца. Проснуться у открытого окна, через которое в комнату входит утро твоего детства со всеми его звуками и запахами. "А ещё, – думал он, – Родина – это право, нет, возможность войти в некий дом в своём селе или в какой-нибудь окрестной деревне и сказать хозяину: "Здравствуй, Ферапонт. Как живёшь?" – и увидеть в глазах Ферапонта не тоску, и не отчуждённость, и тем более не раскаяние за то, чего он не совершал, а ответную радость встречи…

Россия. Несчастная Россия!"

Однако пока надо было действовать в рамках тех обстоятельств, которые предлагала судьба. И держать себя в руках. Не раскисать. Не открывать свою душу. Кому здесь, пока всё забрызгано человеческой кровью и человеческим дерьмом, нужен печальный голос твоей разочарованной души? Никому. Никто этого голоса не поймёт, и даже вряд ли кто услышит. Или услышат, но поймут по-своему.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.