Близорукость нарушение осанки анемия это школьные болезни


Одним из основных органов чувств являются глаза. Они, как известно, зеркало души. Ребенок получает более 80 % информации о мире с помощью зрения. И для родителей важно развивать и защищать зрение своего чада. Важным инструментом защиты является профилактика.

Изменение режима ребенка при поступлении в школу сильно сказывается на состоянии его глаз. Поэтому у специалистов есть ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться. Прежде всего, необходимо следить за тем, чтобы продолжительность непрерывного занятия не превышала одного часа, а однотипного и того меньше – не более 20 минут! Между занятиями обязательно должно быть время для активных игр и пребывания на свежем воздухе минимум в течении 15 минут. Если ребёнок в процессе письма старается наклонить голову ближе к тетради вообще, или приблизить только левый, или правый глаз, уже это должно насторожить родителей. Возможно, это не прихоть ребёнка, а вынужденная поза написания, и она говорит о нарушении зрения.

Основной проблемой современных школьников является увеличение времени, которое они проводят за обучением, а также перед экраном компьютера – длительность одного такого занятия не должна превышать 30-40 минут, при работе с компьютером расстояние до экрана монитора должно быть не менее 40 сантиметров и не более 1 метра (зависит от диагонали и модели монитора) профилактика. Все источники света в комнате должны быть расположены так, чтобы они не попадали в поле зрение ребенка, либо не отражались от экрана. Кроме того, малышу нельзя работать на компьютере в полной темноте.

Сидеть перед монитором нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, ноги всей стопой опираются на пол или подставку. Стул на 3-5 сантиметров задвинут под стол. Неправильная посадка приводит к появлению проблем не только со зрением, но и с позвоночником.

Основным способом контроля над зрением ребенка являются периодические медицинские осмотры (для детей младших классов – не реже 1 раза в год). Помните, что раннее выявление болезней влияет на положительный результат лечения.

С целью профилактики можно приучить ребенка выполнять следующие упражнения:

1. Крепко зажмурить глаза (3-5 сек.), открыть их и посмотреть вдаль (5-7 сек.). Повторить 4-5 раз.
2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно (5-7 сек.). Повторить 4-5 раз.
3. Сделать 4-5 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону, после чего посмотреть вдаль на счет (6 сек.). Повторить 1-2 раза.

Лучше, если указанные упражнения будут выполняться в середине каждого урока, а также на перемене. Продолжительность одной тренировки должна составлять 3-5 минут.

Профилактическое воздействие оказывает включение в рацион ребенка следующих продуктов: черника, шиповник, морковь, облепиха, земляника, калина, клюква, рябина, картофель, капуста, морковь, помидоры, репа, а так же витаминов А, В1, В2, В6, В12, С.

И еще об одном очень хотелось бы сказать. Сейчас часто можно увидеть на улицах и взрослых, и детей, читающих литературу или играющих в игры на мобильном телефоне или планшете. Причём зачастую это делается во время езды в общественном транспорте, что усугубляет проблемы со зрением. Постарайтесь избегать этого и следите, чтобы ваш ребенок следовал вашему примеру.

Следим за осанкой

Осанка – это положение, в котором человек держит свое тело. Правильную осанку с неправильной не спутаешь: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. Увы, мало кто может ею похвастать, ведь чаще всего мы портим осанку еще в детстве. Виной тому неправильная посадка за партой, за домашним рабочим столом, дефицит движения, долгие часы с учебником и плохое освещение, которое заставляет склоняться к самому столу. Как же сохранить ребенку красивую осанку и здоровую спину до самого последнего класса?

Проверьте рабочее место сына или дочери! Как ни крути, а большую часть школьного времени ваш ребенок будет сидеть за партой. Потому ее следует внимательно осмотреть во время визита в школу. Стол и стул должны соответствовать росту и возрасту. Это вы можете проконтролировать сами: посадите ребенка на стул, чтобы ступни ног ровно стояли на полу. Если угол между бедром и голенью прямой, стул ребенку в самый раз. Правильность выбора стола определяют по опущенной прямой руке сидящего на стуле ребенка – локоть должен быть на 5-6 сантиметров ниже крышки стола. Во время чтения и письма стул должен заходить за крышку стола на 3-5 см. Ребенок не должен опираться грудью о край стола – между туловищем и краем стола должно быть расстояние в ширину ладони.

Значение имеет не только поза школьника и размеры его парты, но и расстановка мебели в классе. Парты должны быть размещены в три колонны так, чтобы свет падал с левой стороны. Впереди колонны ставятся более низкие парты, по мере удаления – более высокие. При этом не менее двух раз в год школьников, сидящих в первом и третьем рядах, нужно менять местами, ведь из-за плохого угла зрения по отношению к доске они вынуждены поворачивать корпус тела.


В домашних условиях тоже необходимо придерживаться правил подбора ученической мебели в соответствии с ростом ребенка, и не забывать, что освещение должно быть слева. Стоит коснуться и качества домашней мебели. Материал, из которого она изготовлена, должен быть экологически чистым Во время подготовки домашних заданий каждые 15 минут менять позу. Кроме того, в дневном распорядке нужно выделить время для прогулок и для подвижных игр. Вашим союзником в борьбе за правильную осанку может стать школьная физкультура – если упражнения подобраны правильно, они будут развивать мышечный каркас спины и укреплять позвоночник. Нельзя забывать о том, что отдохнуть за ночь можно только на кровати с хорошим ортопедическим матрасом.

Кифоз, лордоз и сколиоз

Позвоночник имеет два наиболее распространенных вида патофизиологических искривлений: кифоз – искривление позвоночника выпуклостью назад (отмечается в грудном отделе) и лордоз – искривление позвоночника выпуклостью вперёд (отмечается в поясничном отделе). Кроме того, ещё существует боковое искривление под названием сколиоз. Это заболевание встречается в два раза чаще у девочек, чем у мальчиков. Хотя заболевание может встречаться в любом возрасте, в основном сколиоз отмечается у детей старше 10 лет.

Самое опасное для позвоночника – сидячий образ жизни и низкая профилактика. Когда человек долго сидит, его расслабленные мышцы не помогают позвоночнику и всю нагрузку он принимает на себя. Позвоночные диски очень прочны и способны восстанавливать свою структуру даже при тяжелых травмах, но долгое сидение для них губительно и ведет к сколиозу. Таким образом, в группе риска по сколиозу – офисные работники и учащиеся.

Различают три основных типа сколиоза. Функциональная форма сколиоза диагностируется тогда, когда позвоночный столб ровный, но при этом отмечается его патологическое искривление ввиду некоторых проблем в организме. Причиной может быть, например, укорочение одной ноги по сравнению с другой, либо спазм мышц спины. При нейромышечной форме отмечается нарушение формирования костей позвоночника. Либо кости полностью не формируются правильно, либо они не отделяются друг от друга. Это форма сколиоза отмечается у лиц с врождёнными дефектами, мышечной дистрофией, церебральным параличом или синдромом Марфана. Если искривление позвоночника отмечается при рождении ребёнка, оно называется врождённым. Эта форма сколиоза более выраженная и требует более упорного лечения. Дегенеративная форма сколиоза встречается в пожилом возрасте. Причиной его возникновения является артрит суставов позвоночника, ослабление связок и других мягких тканей, а также новообразования в виде доброкачественных опухолей.

Как выявить наличие сколиоза у ребёнка? Следует попросить его встать спиной к вам и расслабиться. При этом нужно обратить внимание на следующие признаки сколиоза: а) одно плечо ребёнка немного выше другого; б) выпирает угол одной лопатки; в) различное расстояние от прижатой к боку туловища руки до талии; г) при наклоне позвоночника вперёд отмечается его кривизна.

Если вовремя не начать лечение (профилактика), начнутся осложнения, такие как деформация грудной клетки, ограничение функции лёгких и, как следствие сердечная недостаточность. А ведь каждый родитель желает, чтобы у его чада была красивая осанка!

Лечением сколиоза занимаются врачи-ортопеды. Манипуляции с позвоночником (лечебная физкультура, мануальная терапия, массаж, профилактика) могут без вреда для здоровья проводить только высококвалифицированные специалисты. При некоторых формах сколиоза мануальная терапия противопоказана. Обычно лечение состоит из трех этапов: активное воздействие на искривление, исправление искривления, закрепление правильного положения позвоночника. Третий этап – самый трудный! Мышцы спины необходимо тренировать с помощью специальной лечебной гимнастики, которую назначает специалист в зависимости от степени болезни и характера сколиоза. Самое важное – выявление этиологии недуга, то есть причинного фактора, который привел к искривлению позвоночника.

Гастрит как он есть

Выделяют острый и хронический гастрит. Острый гастрит чаще всего развивается при воздействии на слизистую агрессивных химических веществ (кислот, щелочей, ядов), некоторых лекарственных препаратов, недоброкачественных и зараженных болезнетворными микробами (стафилококк, кишечная палочка, клебсиеллы, иерсении и др.) продуктов питания. При правильном лечении острый гастрит обычно заканчивается полным выздоровлением.

Хронический гастрит, как и другие школьные болезни, характеризуется очень длительным течением. Многие люди без проведения адекватного лечения страдают им на протяжении практически всей жизни. На фоне постоянно существующего воспаления у значительной части пациентов постепенно гибнут железы желудка производящие желудочный сок. В этом случае говорят об атрофии слизистой оболочки, такой гастрит называют атрофическим.

Конечно, при возникновении любого из недугов следует обратиться за помощью к врачам. Но любое заболевание, как известно, легче предупредить, чем лечить - школьные болезни профилактика. Поэтому самый надёжный способ вырастить своё чадо физически здоровым это соблюдение режима дня, полноценное питание, спортивные занятия, общение с природой на вольном воздухе, доверительное отношение между родителями и детьми.

В научной литературе содержится множество определений здоровья, среди которых наиболее распространенными являются следующие: 1) состояние полного физического, психического и социального благополучия; 2) совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, личность; 3) целостное многомерное динамическое состояние, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

По данным Министерства здравоохранения РФ [2], в последние десять лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются среди болезней костно-мышечной системы, системы кровообращения, эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости у подростков (15 - 17 лет).

Согласно материалам, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% российских школьников. Между тем врачи-педиатры, учителя и воспитатели, сталкиваясь с проблемами детского здоровья, не всегда действуют профессионально, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием.

Следует отметить, что рост патологи у школьников наиболее характерен для последнего десятилетия. Так, распространенность функциональных расстройств и хронических заболеваний сердечно - сосудистой системы среди старшеклассников возросла с 10,3% до 17,8%, пищеварительной системы - с 6,6% до 12,5%, позвоночника - с 4,3% до 15,7%, верхних дыхательных путей - с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменных нарушений - с 2,4% до 7,3% [4]. При этом особо следует отметить рост патологии среди учащихся школ нового типа - гимназий, лицеев, колледжей.

Неблагополучие здоровья школьников России детерминировано множеством факторов, в том числе влиянием процесса обучения и его интенсификацией.

О негативном влиянии процесса обучения на здоровье ребенка говорили еще педагоги и ученые середины ХIХ в. В результате наблюдений врачи отмечали распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения и назвали школьными болезнями (термин Р.Вирхова, 1870).

Изучение причин школьных болезней позволил специалистам ХХ в. заключить, что они связаны с организацией обучения. Наблюдения показывают, что к недостаткам организации обучения, помимо перегрузки учебными занятиями, следует отнести: слабую освещенность классных помещений, спертый воздух в них, неправильную форму и величину школьных столов, плохое качество классных досок, некачественные наглядные пособия и пр. Среди причин неблагоприятного влияния процесса обучения на здоровье учащихся в современных условиях следует указать санэпиднеблагополучие в некоторых регионах, переуплотненность школ (30% из них функционируют в 2-3 смены), отсутствие хорошо оборудованных спортзалов, низкое качество питьевой воды в образовательных учреждениях, плохая организация питания школьников. Все это, несомненно, приводит к ухудшению состояния их здоровья.

И все же главным фактором неблагополучия здоровья учащихся следует признать интенсификацию обучения. Сегодня в учебный процесс активно внедряется компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Напряженная зрительная работа, применение дисплеев низкого качества способствуют развитию миопии со скоростью 1 Д в год. При работе с видеомонитором утомление возникает раньше и более выражено у детей с нарушениями в состоянии здоровья (близорукость, заболевания нервной системы и т.д.).

Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. К примеру, дети младшего школьного возраста еще увлечены игрой, а их перегружают понятиями, терминами, правилами, иностранными языками. В старших классах большинство городских школьников вынуждены дополнительно заниматься на подготовительных курсах при вузах или с репетиторами. Из года в год возрастают требования на вступительных экзаменах в вузы, которые все более не соответствуют школьным программам.

Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников - общая стрессогенная система организации образовательного процесса и множественность предметов, проводимых большим числом учителей. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. По этой причине резко ухудшаются показатели их нервно-психического и психологического здоровья. Кроме того, неэффективно реализуемая система физического воспитания в школе приводит к снижению двигательной активности детей и подростков, выраженной гипокинезии, лежащих в основе нарушения обмена веществ, обретения избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и других недугов.

О том, что школьное образование в России в последнее десятилетие оказывает на здоровье учащихся неблагоприятное влияние свидетельствует и сравнение числа практически здоровых детей, пришедших в школу (около 12-15%), с числом здоровых выпускников (около 5%). Как отмечает Н.К.Смирнов [5], с 1 по 8 классы количество здоровых детей снижается в 4 раза; число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%; число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с аллергическими болезнями - в 3 раза, с заболеваниями крови - в 2,5 раза, с нервными болезнями - в 2 раза.

Эту тенденцию подтверждает и увеличение числа курящих, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики подростков. Хотя перечисленные тенденции обусловлены не только влиянием школы, ее роль в этом процессе не следует преуменьшать.

Несомненного внимания со стороны специалистов всех профилей требует неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся в школах нового типа. Распространенная здесь повышенная учебная нагрузка не проходит бесследно. До 50% учащихся гимназий оканчивают учебный день с признаками выраженного переутомления (для обычных школ этот показатель снижается до 20-30%). По свидетельству некоторых источников [3], к концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивается частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает нередко 90%. Повышенная невротизация встречается у 80% учащихся школ нового типа, а функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников, у 24% учащихся V-IХ классов и у 20% старшеклассников.

Высокие нагрузки на детей обнаруживаются при так называемом развивающем обучении. Они негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся, повышают уровень их утомляемости и невротизации. То же можно сказать и о введенном в последние годы профильном обучении. Например, по нашим данным 97% подростков, начавших обучение в классах медико-биологического профиля, уже имели те или иные отклонения в состоянии здоровья, при этом у 54% выявлены хронические заболевания, а у 43% - патологические отклонения функционального характера. Нарушения осанки обнаружены у 84% школьников, снижение остроты зрения - у 35,5%, нарушения функций сердечно-сосудистой системы - у 81%, из них 32% - вегетососудистые расстройства. Патологические явления среди детей инновационных учебных заведений также превышает аналогичные показатели учащихся обычных школ. Анализ индекса пропусков занятий свидетельствует, что учащиеся новых типов школ стремятся даже за счет собственного здоровья посещать занятия, не желая отставать от сверстников.

По данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН, соответствующих региональных организаций фактическая учебная нагрузка в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением предметов составляет в начальной школе в среднем 6,2 - 6,7 часов в день; в основной школе - 7,2 - 8,3 часа в день; в полной средней школе - 8,6 - 9,2 часа в день. С учетом домашних заданий рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в начальной, 10 - 12 - в основной и 13 - 15 часов в полной средней школе. Совершенно очевидно, что увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низка сопротивляемость болезням.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей и, что особенно огорчает, педагогов. У последних это проявляется не только в неумении правильно организовать свой образ жизни, сделать его здоровым, но и в незнании психолого-педагогических технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс без ущерба для здоровья учащихся.

Неутешителен и прогноз состояния здоровья детей на ближайшие годы. Так, ухудшение питания будет способствовать учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, половом развитии, что замедлит общефизическое развитие детей, а также повышению распространенности анемий, снижению неспецифической резистентности и, как следствие, - учащению острых и хронических заболеваний.

В связи с неблагоприятной эколого - гигиенической обстановкой во многих регионах следует ожидать роста различных заболеваний, особенно аллергических. В связи с усилением стрессогенных воздействий возможно ухудшение нервно - психического здоровья, иммунитета, роста гастроэнтерологических заболеваний, вегетососудистой дистонии и дефицита массы тела.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 - 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, школа - государственный институт, выполняющий поставленные государством и обществом задачи, в числе которых, наряду с предоставлением детям качественных образовательных услуг, стоит задача сохранения здоровья граждан России, и в первую очередь - детского населения.

  1. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье.- М., 1990.
  2. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года.- М., 2003.
  3. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий.- М., 2001.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М., 2005.
  5. Инновационные процессы по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях области.- Ярославль, 1998.


На днях российский минздрав обнародовал печальную статистику. Школьники стали чаще болеть, а это впоследствии приводит к развитию хронических заболеваний. Лишь каждый десятый ученик полностью здоров, у остальных врачи всё чаще находят разные болезни.

Три самые распространённые – близорукость, гастрит, искривление позвоночника. Что родители могут сделать, чтобы изменить положение? И как уберечься от этих школьных недугов?

Гастрит

Как проявляется? Ребёнок жалуется на ноющую, тянущую боль под ложечкой после еды. Появляется отрыжка, неприятный кислый запах изо рта. Школьник или отказывается есть или отодвигает тарелку через пять минут после еды, поскольку у него быстро возникает чувство переполнения и тяжести.

Откуда берётся? В большинстве случаев воспаление слизистой оболочки желудка – гастрит – провоцирует бактерия хеликобактер пилори.

Первичное заражение хеликобактером – бактерией, вызывающей эту болезнь, – обычно происходит в семье, когда ребёнок в возрасте 4-8 лет: через поцелуи, общую посуду, немытые руки. Несколько лет после заражения никаких признаков болезни не наблюдается. Но в результате учебных нагрузок и пренебрежения к правильному питанию появляются боли, расстройства.

Как лечить? Если анализ покажет, что болезнь вызвана хеликобактером, врач назначит различные препараты, в том числе и антибиотики. Правильно проведенная терапия избавит ребенка от вредной бактерии навсегда. Кстати, терапия включает в себя также обследование и лечение всей семьи. Ведь если бактерия есть у кого-то из взрослых, то после лечения ребёнок снова сможет ей заразиться.

Родители должны следить за тем, чтобы школьник регулярно и правильно питался. Он обязательно должен позавтракать перед тем, как пойдет в школу. И лучше не бутербродом, а кашей, желательно овсяной. Нельзя делать больших перерывов между приёмами пищи. Недопустимо, когда подросток уходит в школу без завтрака, а обедает только в 5 часов. Лучше избегать жирных и жареных блюд, острых приправ или хотя бы есть их изредка. Вредны газированные напитки: они приводят к повышению кислотности, отрыжке, изжоге, забросу кислого содержимого из желудка в пищевод.

Близорукость

Как проявляется? Ребёнок щурится, пытается разглядеть то, что он не видит. Появляется головная боль, которая возникает из-за постоянного напряжения при работе с близко расположенными предметами. Родителям также стоит обратить внимание на усиленную слезоточивость. При близорукости органы зрения более чувствительно реагируют на внешние факторы: при ярком искусственном свете или в солнечный день у них может наблюдаться повышенное выделение слезной жидкости. Дело в том, что из-за напряженной работы ресничной мышцы у близоруких людей зрачок более расширен по сравнению с теми, кто имеет нормальное зрение. В него попадает слишком много света, а обильное слезотечение – защитная реакция организма на это.

Откуда берётся? Главные причины близорукости (помимо генетической предрасположенности) – состояние соединительной ткани и повышенные зрительные нагрузки.

Например, чтение при плохом освещении в неправильной позе. На ухудшение зрения влияют разные заболевания – в частности, болезни органов дыхания, патология соединительной ткани и т. д. Не последнюю роль играет экология – у городских жителей близорукость отмечается чаще (а у жителей мегаполисов на порядок чаще), чем у сельских жителей.

Как лечить? Запишитесь с ребёнком к офтальмологу. Если миопия (так по-научному называется близорукость) есть у родителей, посещать офтальмолога придётся дважды в год.

Если близорукость подтвердится, врач, скорее всего предложит скорректировать зрение с помощью очков или контактных линз. В арсенале врачей также есть аппаратная терапия – лазерная и ультразвуковая стимуляция; вакуумный массаж; использование очков-тренажеров; магнитотерапия, цветоимпульсная терапия и другие процедуры.

Существует масса методик, которые позволяют затормозить падение зрения. Главная – ограничение зрительной нагрузки. Специалисты говорят, что общение ребёнка с компьютером в младших классах должно быть не более получаса в день (хотя при современном ритме жизни этого правила очень сложно придерживаться).

Не забывайте добавлять в рацион ребенка продукты с высоким содержанием витамина А, который благоприятно влияет на зрение. Его много в чернике, моркови, петрушке, шпинате, печёнке, рыбьем жире.

Сколиоз

Как проявляется? Заметить проблемы с осанкой несложно: ребенок начинает сутулиться, горбиться, визуально можно заметить, что одно плечо выше другого. Всё это должно насторожить родителей.

Откуда берётся? Главные причины – малоподвижный образ жизни, связанный с чрезмерным увлечением гаджетами, а также парты, не соответствующие росту, и тяжёлые школьные портфели. Бывают и другие причины искривления. Например, ребенок перенес травму. Родители на это не обратили внимания: поболело и прошло, за помощью не обратились.

У девочек это заболевание наблюдается намного чаще, чем у мальчиков. Различают правосторонний и левосторонний сколиоз. Возникает в большинстве случаев в грудном отделе, однако впоследствии может перейти и на поясницу.

Как лечить? Обычно врачи назначают массаж и лечебную физкультуру (ЛФК).

Ну а чтобы не доводить до крайностей, родителям нужно самим позаботиться о профилактике сколиоза. Очень важно с первых школьных дней приучить ребенка ровно сидеть за столом, ноги – на перекладине или подставке для упора. Тогда разгрузка распределяется равномерно – через ноги и копчик. При выборе портфеля предпочтение следует отдать ранцу, и пользоваться им как минимум до восьмого класса. И ещё одно важное обстоятельство – дозированное сидение за столом. После каждых 30 минут занятий нужно делать перерыв на активный отдых – побегать, попрыгать, но не садиться в кресло, чтобы посмотреть телевизор.

Кроме того, детям нужна физкультура в школе и после школы. Очень хорошая профилактика сколиоза – плавание. Потому что вода – самый лучший способ для развития мышечного корсета спины. Утром введите за правило делать зарядку.

…Помните, что ответственность за здоровье детей лежит в первую очередь на родителях. И любые болезни легче предупредить, чем потом их лечить. Следите за здоровьем ребёнка, занимайтесь профилактикой, и тогда самые распространённые болезни в школе обойдут вас стороной.


  • Нарушения зрения у детей
  • Профилактика желудочно-кишечных заболеваний
  • Нарушение осанки у ребенка — причина множества болезней

Нарушения зрения у детей


Среди патологий зрения наиболее распространена миопия, близорукость. Основная причина ее возникновения — излишняя нагрузка на органы зрения, но также большое значение имеют и положение головы и шеи, и некоторые инфекционные заболевания, распространенные среди детей младшего возраста (например, скарлатина).

Профилактика близорукости строится на следующих правилах:

  • чередование нагрузки на глаза (чтение, рисование, выполнение домашних заданий, игры на планшете, просмотр телевизора и т. п.) и отдыха — прогулками, играми, в которых расстояние от глаз до предмета постоянно варьируется;
  • правильное положение головы и шеи во время чтения, письма, рисования, с соблюдением расстояния до книги или тетради в 40 см, и при хорошей освещенности;
  • полноценное питание, насыщенное витамином А, а также необходимыми микроэлементами: цинком, магнием, хромом;
  • профилактика развития осложнений во время и после заболеваний, в том числе гриппа и ОРВИ — ограничение чтения, просмотра телевизора, комфортное освещение;
  • выполнение несложных упражнений из комплекса гимнастики для глаз: смотреть вдаль и на близкий предмет поочередно, быстро моргать в течение 30 секунд, крепко закрывать и широко открывать глаза, следить взглядом за приближающимся и удаляющимся предметом.

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний


Гастриты и язвенная болезнь у ребенка школьного возраста давно перестали быть редкостью, обусловленной бактериальной инфекцией или наследственными склонностями. Далеко не все дети к началу обучения в школе знают о принципах правильного питания и хотят или могут им следовать. Практика продажи в школьных буфетах сладостей и газированных напитков также является большим искушением как для вчерашних детсадовцев, так и для старшеклассников: намного интереснее перекусить чипсами и шоколадкой, оставив надоевший суп нетронутым.

Со временем неполноценное питание приводит к периодическим болям в области желудка, нарушениям процесса дефекации, повышенному газообразованию, изжоге, изменениям аппетита.

Нарушение осанки у ребенка — причина множества болезней


Кажется, практически у всех взрослых есть сколиоз той или иной степени. Ну так что же, немного неровная спина, не очень красиво, но не так уж и критично, не правда ли?

Не правда. Искривление позвоночного столба влияет на положение внутренних органов, изменяет кровоснабжение тканей и служит причиной развития множества заболеваний, поэтому профилактику и коррекцию осанки необходимо начинать в раннем детстве.

Наша система образования построена так, что ребенок в школе и дома с первого же класса проводит большую часть времени учебы за партой, читая, рисуя, заполняя тетради буквами и цифрами. В таком положении без правильной поддержки излишне напрягаются некоторые группы мышц, изменяется расстояние между позвоночными дисками и возникает сколиоз.

Сколиоз коварен тем, что начальные этапы легко не заметить, и диагностика произойдет только на профилактическом осмотре у ортопеда или же тогда, когда у ребенка, например, начнутся длительные головные боли из-за нарушения кровоснабжения головного мозга.

Как этого избежать?

В профилактике искривления позвоночника существуют два основных направления: развитие мышечного скелета и обучение правильному положению тела.

Даже если дети не хотят или не имеют возможности посещать спортивные кружки и секции, регулярная утренняя зарядка вместе с папой, простой комплекс упражнений, выполняемый в перерывах между выполнением домашних заданий, привычка подтягиваться на домашнем турнике уже будут значительной помощью в профилактике сколиозов.

Немаловажное значение имеет и рабочее место — стол и стул, за которым ученик выполняет домашнее задание. Если в школьных условиях родители нередко ограничены нормативами, то для дома необходимо с вниманием отнестись к выбору учебной мебели. Важно, чтобы при сидении за рабочим столом ребенок мог опираться всей ступней на пол или подставку, иметь возможность расположить локти на столе без искажения угла, не налегая всем телом на тетрадку, а у стула должна быть широкая твердая спинка для поддержки позвоночника.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.