Балет боли в спине


ОСАНКА И БАЛЕТ ОНЛАЙН
🌞 Верните осанку
👍🏻 Забудьте о боли в спине
🩰 Станьте грациознее
🍏 И энергичнее!
Показать полностью…

Для любого возраста и телосложения☝️

Вы в правильном месте, если хотите избавиться от сколиоза, болей в позвоночнике, иметь ровную осанку и всегда выглядеть как прима 🥰

Онлайн школа осанки, балета
Тел. +7 (958) 581-32-46
Время работы: с 11.00 до 19.00

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Но у артистов есть проверенный рецепт против лени, который мы советуем и вам. Он очень прост: надо заниматься каждый день (ну ок, любителям можно реже, главное – регулярность!) и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. Тогда необходимость делать упражнения постепенно станет привычкой и автопилотом, а потом перерастет и в любовь.

У кого так было, расскажите?



Несмотря на то, что в аллегро, быстром танце, куда удобнее работать с короткими руками и ногами, в адажио - в медленных танцах- длина выглядит потрясающе. Длинная-предлинная нога открывается бесконечно долго, амплитуда огромная, и есть ощущение нескончаемого движения.

Причём, от роста это не зависит.

Вы знали о таком понятии?
У какой балерины на фото самый низкий индекс, как думаете?)



Как убрать холмик на спине?

Эта некрасивая штука появляется по нескольким причинам, давайте поговорим о самой распространённой.

Шея этом месте постоянно перенапряжена. Зажимы, спазмы, ломота. Мнёшь ее, растираешь, и не помогает. И этот спазм продолжается изо дня в день. Из года в год.

Можно ли ее убрать? Да. Выровняйте шею, снимите нагрузку с седьмого позвонка, и там наладится кровоснабжение и лимфоток. Линия спины выровняется за счёт осанки, а если уплотнённой ткани помочь массажем, то холка совсем уйдёт.

Давайте для начала снимем спазм с задней поверхности шеи, растянув ее как следует. И поставим шею ровно, чтобы она была продолжением позвоночника, ровной тростинкой, а не увядшим бутоном.

Это упражнение - скорая помощь для тех, кто не вынимает носа из телефона. Вы почувствуете, как уходит напряжение, отпускает головная боль, что-то похрустывает и разливается тепло по лопаткам.

Вам даже дышать станет легче!





Из чего состоит балетная пачка?

Недавно закончился открытый урок для наших читателей о том, как появилась балетная эстетика. Анжелика рассказала о том, как танец эволюционировал от первобытных плясок вокруг костра в нежный и воздушный балет на пуантах и в пачках.

Мы нашли 7 элементов эстетики балета, которые пришли в современность из бальных залов и первых театров.
Показать полностью…

И многие в конце прошли маленький тест. А кто сегодня вспомнит все семь элементов балетной эстетики? Давайте соберём их в комментариях)) Ещё узнали, например, как устроена балетная пачка. В ней много-много слове, причём, нижний короче верхнего, поэтому пачка выглядит пышной. Все слои сшиваются между собой и крепятся к кольцу, которое и держит ее вертикально, не давая опасть.

Пачка пришивается к трусикам, а трусики - к поясу. И уже на пояс крепится корсет со множеством крупных и мощных крючков-застёжек. Чтобы не расстегнулась, не дай Бог, в самый неподходящий момент!

Почему деревенская девушка сошла с ума от любви? Жестоки ли на самом деле кладбищенские духи-виллисы?
И о чем в действительности этот балет, если оставить за скобками историю любви простушки и знатного господина? И как ее проживают артисты, что делают и как выражают свои чувства, чтобы зритель поверил..

Мы не знаем, останется ли такая цена в следующем месяце, или вырастет, и на сколько. Но для тех, кто придёт в Клуб в течение 24 часов, цена точно не вырастет - и на все следующие месяцы тоже.






Вряд ли кто-то знает об этой теме больше, чем танцовщики. Поэтому неслучайно, что на вопросы наших читателей отвечает солист балета ГАБТ Иван Праздников.

Включаем мышечную память

– Может ли обычный человек добиться балетной осанки? Что для этого нужно делать? Ольга, Воронеж

Главное – не сколько, а как

– Какие упражнения помогают сформировать хорошую осанку? Ирина, Псков

– Для этого необходимо сформировать крепкий мышечный корсет, нужно просто лечь и начать заниматься. Трудно, долго, но что поделать! При этом очень важно трезво оценивать свои возможности. Если ты не чемпион по бегу и не мастер спорта по спортивной гимнастике, лучше подождать с йогой, а начать с физкультуры для 5-го класса.

В любом случае для выработки хорошей осанки главное – не сколько, а как. Нет смысла и изнурять себя в фитнес-центрах. Особенно, если на то нет настроения! Вся культура здорового организма построена на желании и осмысленности своих действий, а не на тренировках по 8 часов 7 раз в неделю! 40 минут интенсивных занятий с полной выкладкой – куда более результативны!

Расслабьтесь!

– Наши мышцы постоянно в состоянии стресса. Как же их правильно нагружать и расслаблять? Михаил, Москва

– Пользуйтесь нехитрым правилом: никогда не сиди, если можно стоять, и никогда не стой, если можно лежать. В течение дня старайтесь прилечь хотя бы на 15–20 минут и полностью расслабиться. Плавайте! Вода приводит все мышцы в форму. Но не держите голову высоко над водой: ваша задача не сохранить прическу и тушь на ресницах, а расслабиться. На выдохе лицо должно быть опущено в воду – только тогда позвоночник примет правильное положение.

Желания и возможности

– Растяжка очень важна. Если регулярно делать упражнения на растягивания, снизится риск мышечных травм и уменьшится болезненность мышц при больших нагрузках. Но перед тем как выполнять упражнения на растяжку, нужно разогреть мышцы, поскольку именно тепло помогает им растягиваться. Для этого нужно пробежаться трусцой, прогуляться или просто пошагать на одном месте.

Правильная техника – залог успеха

– Что самое главное в выполнении упражнений на растяжку? Александра, Москва

– Самое главное – правильная техника выполнения. Только тогда упражнения будут эффективными. Тут есть несколько четких правил:

● Прежде всего нужно сосредоточить внимание на растягиваемых мышцах. Начинать растягиваться надо медленно и мягко, пока не почувствуется небольшое напряжение.

● Нельзя делать упражнения до появления боли. Боль – признак слишком сильного, а значит, вредного растяжения мышц.

● Нельзя задерживать дыхание при растяжке. Дышать нужно медленно и ритмично, стараясь совместить вдох с выпрямлением туловища, а выдох – со сгибанием.

● Каждую позицию нужно стараться удерживать от 10 до 30 секунд. Вначале полезно отмечать время.

● Выходить из растягивания нужно также медленно и мягко, без резких движений.

Личное мнение

Михаил Турецкий:

– Мы с супругой считаем, что детей невозможно ЗАСТАВИТЬ делать что-либо, они должны сами этого захотеть. Что касается осанки, то все наши девочки занимаются спортом и танцами, а танцы, как известно, лучше всего влияют на осанку, постановку головы, походку – достаточно вспомнить знаменитую осанку всех балерин. Так что, надеюсь, правильная осанка будет у наших дочерей на подсознательном уровне, как своего рода условный рефлекс.

На растяжку становись!

Сформировать крепкое, пластичное тело и идеальную походку вам помогут следующие упражнения от Ивана Праздникова.

На голеностопный сустав. Встать прямо, опустить руки вдоль тела. Приподнять пятку правой ноги, оставив левую ногу прямой (в этот момент должно чувствоваться напряжение связок под левой коленкой). Вернуться в исходное положение, затем приподнять левую пятку и почувствовать напряжение под правым коленом.

На заднюю и внутреннюю поверхность бедра. Сделать неглубокий выпад правой ногой вперед. Левую ногу поставить на носок. Упереться руками о колено правой ноги, сделать несколько легких, пружинящих движений, ощущая напряжение мышц задней и внутренней поверхности бедра.

На внутреннюю поверхность бедра. Опуститься на колени, оперевшись руками о пол. Отвести вытянутую ногу в сторону. Осторожно и медленно присесть ягодицами на пятку согнутой в колене ноги. Почувствовать при этом, как напрягаются мышцы вытянутой ноги.

На мышцы ног, спины и позвоночника. Встать прямо, правой ногой сделать шаг вперед. На выдохе наклониться к правой ноге. Голову опустить, ладонями упереться в пол. Почувствовать напряжение мышц. Повторить упражнение с другой ноги.

На мышцы спины, ног и ягодиц. Сесть на пол, вытянув ноги. Согнуть правую ногу в колене и развести бедро, стараясь положить колено на пол. Обхватить стопу вытянутой ноги и наклониться к выпрямленной ноге, стараясь коснуться грудью колена. Почувствовать напряжение в области ягодиц, подколенной впадины и мышц спины.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шапкина Мария Николаевна

ПРОБЛЕМЫ ПОЗВОНОЧНИКА У АРТИСТОВ БАЛЕТА

Балетный театр все чаще стал обращаться к техникам современного танца, свободной пластике и другим видам современной хореографии, которые предъявляют к связочному аппарату позвоночника артиста свои специфические требования. Практика показывает, что при увеличении функциональных требований к связкам возникает необходимость укреплять мышцы, которые обеспечивают их натяжение. Иначе возможно хроническое перенапряжение связок, что сопровождается болевыми ощущениями1.

Позвоночник можно сравнить с деревом, корни которого уходят в крестец и дальше в ноги, обеспечивая поддержку, стабильность и равновесие тела. Позвоночник и спина представляют собой сложную взаимосвязь костей, нервов, мышц и связок. Позвоночник начинается в верхней части туловища, с того места, где голова смыкается с шеей, и заканчивается копчиком, который находится на самой крайней точке крестца. С позвоночником связаны руки (через плечевой пояс), грудь (через ребра), ноги (через тазовый пояс). Самые главные кости в позвоночнике - позвонки, их можно прощупать, если наклониться вперед. Это кости, которые входят одна в другую и удерживаются на месте, благодаря окружающим их мышцам и связкам. Они имеют костные дуги, смыкающиеся вместе и образующие позвоночный канал, в котором размещаются нервы спинного мозга.

Три естественных изгиба дают возможность позвоночнику двигаться в любых направлениях, вытягиваться и выдерживать нормальные нагрузки, поддерживая остальную часть тела2. Если один из этих естественных изгибов слишком выдается или становится слишком плоским, по сравнению с естественной формой (что часто можно встретить у балетных артистов), то они компенсируются за счет других частей позвоноч-

ника. В результате этого позвоночник оказываются перегруженным, что выражается болью в различных частях спины, плечах и даже ногах.

Позвоночник поддерживают окружающие его мышцы - такие, как параспинальные, абдоминальные, бедренные сгибающие мышцы и подколенные сухожилия. Параспинальные мышцы расположены параллельно позвоночному столбу. Если эти мышцы слишком затянуты, то естественные изгибы становятся чрезмерными, возникает отклонение туловища назад. Если слишком растянуты, то сложно прогнуть спину в нижней части спины. Если мышцы задней части ноги (подколенные сухожилия) слишком затянуты (малоподвижны и неэластичны), то они начинают оттягивать нижнюю часть спины вниз, и в результате этого поясничный прогиб становится плоским, а грудной отдел выдается вперед. Недоразвитые абдоминальные мышцы (мышцы нижней части живота) не обеспечивают достаточной поддержки для поясничного отдела позвоночника, заставляя его выпячиваться вперед, и вызывают сильные болезненные ощущения в поясничном отделе позвоночника.

Крестцово-подвздошные боли могут быть также результатом травмы бедренной связки или травмы поясничного отдела позвоночника. Артисты балета являются первыми кандидатами на ротационные травмы крестцово-подвздошных связок и мышц3. Существует много заболеваний, сопровождаемых болями в спине: ишиас, люмбаго, смещение межпозвоночного диска - это лишь некоторые из них. Большая часть болей в спине возникает из-за механических или структурных нарушений, вызываемых неправильным владением тела. Скованность мышц в нижней части спины, слабые мышцы живота, перенапряжение мышц в целом, часто встречаются у танцовщиков. Кроме того, вывихи и переломы конечностей приводят к изменению двигательного стереотипа, перекосу таза, что способствует развитию заболеваний позвоночника. Тело - замкнутая система: если одна его часть плохо функционирует, страдает вся структура. Наше тело устроено так, что его тяжесть передается через

центр ка дого позвонка: вес голов - через центр первого позвонка, вес головы и первого позвонка - через центр второго позвонка и так - через весь позвоночник до центра таза, а затем через колени, голени и ступни. Если в результате травмы, неправильной осанки или неверно выполняемых упражнений сила тяжести смещается назад, вперед или в сторону, это создает дополнительное напряжение в суставах, костях, связках.

При выполнении балетных движений, не подготовленных специальными тренировками, происходит перенапряжение мышц, обеспечивающих движения туловища. Нарушается функция связок и хрящей позвоночного столба. Если пренебречь профилактическими мерами, то может развиться хроническое заболевание с периодически возникающими болями в спине.

Физиологией движения танцовщиков занимается отдельная наука, за рубежом она получила название танцевальная кине-сиология. Эта область знаний сформировалась в США в середине 60-х годов XX века. Танцевальная кинесиология основана на анализе движений, который включает структурный, биохимический и нейромышечный анализ. Знание и анализ принципов анатомического строения тела, работы мышц, устройства и работы суставов, помогает улучшить физическое состояние танцовщиков и избежать травм.

Для выработки правильной осанки, в особенности балетной, то есть для формирования у человека способности правильно согласовывать движения частей тела, большое значение имеет координация мышечной деятельности. Она достигается строго взаимосвязанной и последовательной сменой напряжений мышц тела. Эффективность работы мышц - это минимум усилий для совершения заданного действия. Процесс, направленный на эффективное действие мышц, включает уменьшение работы активных внешних мышц до минимума, включение в работу глубоких внутренних слоев, что создает экономию движения без излишних затрат.

Профессиональные танцовщики, достигшие зрелого возраста, часто демонстрируют движения без видимого напряжения -

и это вопрос выживания. С возрастом в теле начинают проявляться следствия мышечного перенапряжения, и танцовщики, которые используют гораздо больше усилий, чем необходимо, как правило, рано заканчивают исполнительскую деятельность. Характерно, что артисты балета, активные в своей деятельности и в сорок лет, научились распределять свои силы так, чтобы выдать тот же самый результат без излишнего телесного напряжения. Если молодые танцовщики смогут сформировать привычку рациональной работы мышц, то их карьера, возможно, будет дольше.

Перемещая кости, мышцы всегда работают группами. Они могут лишь тянуть, но не толкать. Чтобы вызвать движение, одна группа мышц сокращается, но при этом какая-то другая, противоположная, должна растягиваться. Доминирование одной мышцы над другими во время движения означает, что другие мышцы работают меньше. В ходе анализа желаемой комбинации движений обнаруживаются конкретные мышцы, которые наиболее задействованы в работе суставов. Если эти мышцы слабые, то неизбежно их компенсаторное сжатие. Это, в свою очередь, создает нейромышечные блоки, которые требуют лишней затраты энергии. Если бы танцор мог проанализировать действие-источник напряжения, детальное и точное состояние мышц, которые должны быть сильными и эластичными, то была бы большая гарантия того, что мышцы работают эффективно.

Существует ряд методов телесно-ориентированной терапии, которые включают кинесиологический анализ. Это метод И. Пилатеса, метод М.Фельденкрайза, метод Ф.Алексан-дера и другие4. Одним из основных методов является йога -древнейшая система знаний о человеке. Главная цель телесно-ориентированных подходов - поддерживать спокойное, внимательное движение без излишних энергозатрат, а также решать проблемы со здоровьем.

Условно все направления в лечении позвоночника можно разделить на традиционные и нетрадиционные5. Провести

грань е ду эти и понятия и трудно. ак, напри ер, традиционная для Китая акупунктура (иглоукалывание) для нас является нетрадиционным методом лечения. При проблемах позвоночника необходимо обратиться к специалисту, провести комплексное обследование. Как правило, в период между обострениями врач вертебролог рекомендует общеукрепляющий комплекс упражнений или занятия йогой в оздоровительном центре. В лечебной физкультуре используются упражнения, по форме напоминающие позы йоги. Как считают специалисты, практика йоги способствует эффективному лечению и профилактике заболеваний позвоночника.

Йога является точной наукой, основанной на глубоком знании анатомии и физиологии человеческого тела6. Правильные методики обучения рассчитаны на людей любого возраста: с пяти лет, и верхних возрастных пределов не существует. Кроме того, специалистами разрабатываются комплексы упражнений, которые позволяют заниматься человеку в любой физической форме, с любыми проблемами со здоровьем, и в том числе с любыми заболеваниями позвоночника. Позы йоги воздействуют на глубинные мышцы, которые держат позвоночные диски, расслабляя жесткие, зажатые и деформированные участки, а затем укрепляя их. При любых проблемах с позвоночником, даже самых тяжелых, занятия йогой просто необходимы. Позвоночник должен аккуратно сгибаться вперёд, назад, влево, вправо, скручиваться в обе стороны, но перед этим необходимо акцентировать внимание на вытяжении позвоночника с целью увеличения межсегментарного пространства для освобождения дисков от компрессии во время выполнения всех этих движений.

Что это дает? Уменьшается боль, увеличивается амплитуда движений, улучшается приток крови и лимфы, обеспечивая тем самым разогрев и питание глубоких мышц спины, стимулируя их регенерацию механическим воздействием. При проработке различных отделов позвоночника применяется соответствующий их анатомическому строению и функциям подбор

1. Простая поза, сидя с поворотом туловища (Бхараваджа-сана), помогает снять напряжение и боль в нижней части спины, плеч, шеи.

2. Поза стоя, с поворотом позвоночника (Уттхита Марича-сана), помогает ослабить боли в области крестцово-повздош-ных суставов.

3. Поза героя, в положении лежа (Супта Вирасана), помогает развить подвижность бедер, укрепить коленные суставы и стопы.

4. Поза вытянутого треугольника (Уттхита Триконасана) помогает развить подвижность в области шеи, плеч и колен, исправляет дефекты осанки.

5. Поза стоя, с оттяжкой большого пальца ступни (Уттхита Хаста Падангуштасана I, II) помогает снять напряжение с задней части ног, удлинить и растянуть параспинальные мышцы.

6. Плечевая стойка (Сарвангасана) помогает растянуть и укрепить позвоночник, ослабить боли в нижней части спины.

Важно приступать к занятиям под наблюдением йогатера-певта, который является специалистом по болям в позвоночнике

и который сможет подобрать комплекс асан в каждом случае индивидуально. Первое, что могут дать позы йоги танцовщикам, - это облегчение физической боли. Позы, которые укрепляют спину, помогут стабилизировать работу чрезмерно растянутых связок и мышц, разболтанных суставов и заставляют двигаться затянутые и скованные мышцы, суставы, связки, делая их более эластичными.

В заключение нужно отметить, что за рубежом многие учебные заведения включают дисциплину йоги в обязательную программу подготовки артистов балета. Физические нагрузки танцовщиков значительно превышают естественные для человеческого организма. Поэтому важно использовать метод йоги в процессе учебы и в дальнейшей профессиональной деятельности, с целью саморегуляции, восстановления и профилактики травм.

1 Sally Sevey Fitt. Dance kinesiology. - 2-е изд. - Schrimer Thomson Learning, 1996.

2 Томас В. Майерс. Анатомические поезда. - Harcourt Publishers Limited, 2001. - С. 61-63, 221-241.

3 Цыгунов М. Как избежать болей в спине. - Советский балет, 1980. - № 3.

4 Телесно-ориентированные подходы основаны на соматическом процессе. Этот процесс влияет на ту группу нервных волокон, которые осуществляют взаимодействие мышц, кожи, суставов. Все упражнения данных методов вызывают появление нервных импульсов, обеспечивающих выполнение какого-либо движения в момент мысленного представления о нем.

6 Практическая энциклопедия йоги. - М: Изд-во Эксмо, 2006. - 400 с.

Боли в спине: с чего начать

Боль в спине – это очень собирательное понятие, и существует много различных заболеваний (в том числе внутренних органов, например, почек или сердца), одним из симптомов которых является боль в спине. Поэтому, когда у вас впервые появились такие жалобы, необходимо обратиться к врачу, чтобы вас обследовали и поставили правильный диагноз. Чаще всего это невролог, травматолог, или, если боль связана с занятиями спортом, — это может быть спортивный врач.

Когда вас посмотрел специалист, провёл необходимые обследования и исключил вероятность таких грозных заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, мочекаменная болезнь или другие, то можно говорить о назначении медикаментозного лечения и лечебной гимнастики.

Самый распространенный тип боли в спине

Одни из самых распространенных болей в спине – это миофасциальные боли, они возникают в связи с тем, что образ жизни современного человека очень сильно изменился, мы очень мало двигаемся и очень много проводим времени в вынужденных позах (работа за компьютером, вождение машины), у большинства имеется лишний вес, наши мышцы ослаблены и не могут выполнять необходимую функцию по поддержанию позвоночника.

Лечение в острый период

Медикаменты, а именно нестероидные противовоспалительные средства назначают вначале заболевания, когда болевой синдром очень выражен и необходимо уменьшить страдания больного. Параллельно можно использовать кинезиотейпирование, которое позволяет снизить потребность в медикаментах.

В острый период упражнения ЛФК обычно направлены на растяжение мышц и фасций. Если и дается нагрузка на мышцы, то это изометрические упражнения, и они не должны причинять боль.

После снятия острой боли

Когда острая боль снята, существует много методов лечения для закрепления результата и окончательного снятия боли – это физиотерапия, массаж, мануальная терапия, иглорефлексотерапия и другие. Но ни один из них не укрепляет наши мышцы и, следовательно, не является профилактическим, то есть не позволяющим развиться заболеванию вновь. Только правильно подобранная лечебная гимнастика, контроль осанки, режим труда и отдыха позволят предотвратить развитие новых обострений. Это требует регулярного выполнения упражнений и постепенного увеличения нагрузки до необходимого уровня.

Кроме того, проблемы в позвоночнике чаще всего связаны или с избыточной подвижностью, или с ее ограничением, а, следовательно, и упражнения будут нужны разные. Поэтому только специалист после проведения необходимых тестов и обследований и постановки правильного диагноза сможет дать вам исчерпывающие рекомендации по подбору необходимых вам упражнений.

Большое значение имеет правильность выполнения упражнений, чтобы наоборот не усугубить проблему, и я всегда советую прийти еще два-три раза на повторную консультацию, чтобы проверить правильность выполнения упражнений и скорректировать сам комплекс рекомендованных упражнений, чтобы у пациента развился двигательный контроль и выработался правильный стереотип движения.

Рекомендации для самостоятельных занятий

Конечно, если нет возможности обратиться к специалисту, можно попробовать выполнение того или иного комплекса упражнений, но нужно помнить, что все упражнения надо выполнять плавно, без рывков, и они не должны приносить боль. Если при выполнении упражнения возникают болевые ощущения, то нужно прекратить его выполнение и не терпеть боль.

Необходимость обследования (в том числе рентгенографии позвоночника) перед лечебной гимнастикой определяет ваш лечащий доктор. В случае если у вас нет заболевания и болей, и вы профилактически хотите выполнять гимнастику, то специальное обследование не требуется, но лучше, если вам покажет и проследит за правильностью выполнения упражнения, например, инструктор в фитнес-клубе.

И главное правило — в начале самостоятельных занятий старайтесь избегать избыточной нагрузки, резких движений, упражнений с отягощениями и прыжков.

Существуют базовые упражнения, которые помогают укреплять основные группы мышц, но надо помнить, что начинать выполнять их стоит постепенно, последовательно увеличивая нагрузку, а также, что для каждого возраста упражнения будут отличаться в сторону облегчения нагрузки.

Важно следить за пульсом, чтобы при выполнении он не превышал 60-70% от МЧСС (максимальная частота сердечных сокращений = 220 - возраст).

Особенно полезна аэробная нагрузка (эллипс, шведская ходьба, ходьба на беговой дорожке, бег трусцой, велотренажер, плавание), ее следует выполнять 2-3 раза в неделю, в пульсовой зоне 60-70% от МЧСС, 5 минут — разминка, 25-40 минут — работа в пульсовой зоне, 5 минут — заминка.

Аэробная нагрузка улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем, увеличивает капилляризацию тканей, положительно влияет на работу эндокринной системы.

В зависимости от возраста и имеющихся заболеваний, к базовым упражнениям я бы отнес те, которые укрепляют мышцы спины и пресса, ягодичные мышцы, околопозвоночные мышцы у людей старше 50 лет. У более молодых это могут быть более энергозатратные: берпи, подтягивания, отжимания, планка во всех ее разновидностях.

Увеличение мышечной ткани повышает общий обмен, положительно влияет на самочувствие и общую активность.

Базовый комплекс упражнений для укрепления мышц спины

3. Лёжа на боку,голова лежит на согнутой в локте руке, поднимаем прямую ногу вверх 10-15 раз, затем отводим прямую ногу вперёд и снова 10-15 раз вверх, далее отводим ногу назад и снова 10-15 раз вверх, по 2 подхода на каждом боку. Выполняем плавно, с задержкой в верхней точке.

Проведено неврологическое и нейроортопедическое обследование 164 учащихся с предварительным диагнозом: боль в спине на фоне гипермобильности суставов. Гипермобильность в области позвоночника приводила к формированию функционального болевого синдрома с определенной анамнестической и объективной клинической картиной. При проведении иммуноферментного анализа на металлопротеиназу 9 установлено ее повышение, свидетельствующее о выраженности недифференцированной дисплазии соединительной ткани.

Neurological and neuroorthopedic survey of 164 students with a preliminary diagnosis of pain in the back on the background of hypermobility joints was held. Hypermobility in the area of the spine led to the formation of functional pain syndrome with a certain anamnestics and objective clinical picture. In carrying out immunoassay for metalloproteinase 9 found it increased, indicating the severity of undifferentiated connective tissue dysplasia.

Распространенность боли в спине как наиболее частая неинфекционная патология человека составляет 30-40% в общей популяции. Выделяют острые и хронические болевые синдромы в спине. Острая боль является нормальной реакцией на повреждение тканей и обычно проходит по мере их заживления. Постоянное же раздражение ноцицепторов в области имеющегося повреждения тканей приводит к формированию хронической боли. Она постепенно утрачивает присущую физиологической боли защитную функцию, сигнальное значение и активирующее воздействие на механизмы устранения альгогенного фактора [4, 13, 14].

Хроническая боль в спине является на сегодняшний день актуальной проблемой не только среди взрослого населения, но и среди детей и подростков [10]. Хроническая боль — это болевой синдром, который в течение определенного периода времени приносит дискомфорт пациенту. Длительность этого интервала времени является величиной условной, что не позволяет точно обозначить тот момент, когда боль острая переходит в боль хроническую. Международная ассоциация по изучению боли определяет хроническую боль, как продолжающуюся сверх нормального периода заживления и длится более 3 месяцев. По критериям DSM-IV, хроническая боль длится не менее 6 месяцев.

Данные о частоте болей в спине у детей и подростков варьируют в очень широком диапазоне: от 20-30 до 83% [10]. Дифференциальная диагностика болей в спине у детей начинается с топической диагностики источника болевой импульсации. Основные причины боли в спине у детей связаны с дискоординированным положением тела, чрезмерными психогенными нагрузками, травмами, в том числе спортивными, остеохондропатиями и межпозвоночными грыжами, спондилолистезом и диспластической спондилопатией, ювенильным спондилоартритом.

В связи с активным развитием и пропагандой профессионального и любительского спорта в последние годы, актуальным является выявление среди спортсменов детей и подростков с хронической болью в спине. Следует отметить, что, по данным Н.С. Павленко (2008), боли в спине, возникающие в детстве или у подростков в возрасте от 13 до 17 лет, отмечены у 26% и наиболее характерны для тех, кто занимался спортом или другой физической активностью [11]. Уже давно замечено, что среди гимнастов, а также других спортсменов дети с дисплазией соединительной ткани составляют почти половину [8].

Наибольший интерес для исследования представляет недифференцированная дисплазия соединительной ткани. Эта патология диагностируется тогда, когда у пациента набор фенотипических признаков не укладывается ни в одно из дифференцированных заболеваний. Такая патология широко распространена и составляет от 20 до 85% в популяции [2]. Общие подходы к диагностике дисплазии соединительной ткани должны быть основаны на комплексном анализе результатов клинических, генеалогических, лабораторно-инструментальных и молекулярно-генетических исследований [8].

В России с целью диагностики нарушения метаболизма соединительной ткани на биохимическом уровне, прогнозирования течения заболевания, оценки эффективности реабилитационной терапии у детей во многих лабораториях определяют экскрецию оксипролина и гликозаминогликанов в моче [9]. Однако данный метод несовершенен в связи с возможными нарушениями в методике сбора материала и его обработки.

Одним из перспективных методов, позволяющих определить нарушение обмена соединительной ткани, является иммуноферментный анализ крови. Метод проводится с целью обнаружения активности матриксных металлопротеиназ, указывающих на изменение метаболизма соединительной ткани. Избыток коллагеновых волокон или слишком малая активность матриксных металлопротеиназ приводит к увеличению плотности волокон и к формированию менее гибкой ткани. Наоборот, чрезмерная активность матриксных металлопротеиназ является причиной неуправляемой фрагментации коллагена, что делает ткань более аморфной [10].

Таким образом, целью настоящего исследования явилось определение клинических особенностей и биохимических параметров недифференцированной дисплазии соединительной ткани у детей и подростков с болью в спине, занимающихся балетом и художественной гимнастикой, в аспекте ранней диагностики, профилактики и лечения вертеброгенной патологии у данных пациентов.

Всем пациентам, имеющим гипермобильность суставов, проведена оценка по девятибалльной шкале гипермобильности Бейтона (Beighton P., 1998) [11] и пересмотренным диагностическим критериям синдрома гипермобильности суставов (Grahame R. et al., 2000) [12]; при сумме набранных баллов от 7 до 9 обследуемые были занесены в основную группу.

Результаты и обсуждения. Острая боль в спине диагностирована в 4% (8учащихся), хроническая боль — в 29% (48 учащихся). Боль составила по шкале 1 балл у 8% (13 учащихся), 2 балла — у 23% (37 учащихся) и 3 балла — у 2% (4 учащихся) Средний бал среди мальчиков составил 2±0,14, среди девочек 1,78±0,45.

Миофасцильные триггерные зоны выявлены преимущественно в средней ягодичной мышце у 36 обследованных, что составило 22%. В остальных мышцах миофасцильные триггерные зоны регистрировались в единичных случаях.

При нейроортопедическом обследовании выявлен высокий процент S-образной сколиотической деформации с двумя первичными дугами искривления — на уровне ThVIII-ThIX и LI-LII позвонков, которая установлена у 95% (156 учащийся), что обусловлено косым тазом у 87% (144 учащихся). Среди обследованных пациентов плоскостопие обнаружено у всех мальчиков (37 учащихся) и у 97% девочек (124 учащихся), halus valgus — у 14% (23 учащихся), причем наблюдался у 8% мальчиков (3 учащихся) и у 15% девочек (20 учащихся), что объясняется слабостью мышц на фоне недифференцированной дисплазии соединительной ткани. Функциональные блоки в шейном отделе позвоночника регистрировались в 3% (5 учащихся), в грудном отделе позвоночника — в 21% (35 учащихся), в поясничном отделе позвоночника — в 19% (31 учащийся), в крестцово-подвздошном суставе — в 45% ( 75 учащийся). Синдром гипермобильности был наиболее выражен в локтевых и коленных суставах.

Немаловажной, на наш взгляд, является и оценка соматического статуса обследованных: дефицит массы тела средней степени выявлен у 34% (57 учащихся); кроме того, миопия была установлена у 28% (47 человек). Со стороны сердечно-сосудистой системы изменения встречались у 9% (16 учащихся) в виде аномально-расположенной хорды левого желудочка, пролапса митрального клапана — у 14% (24 учащихся), функциональной кардиопатии — у 34% (56 учащихся). Наиболее часто выявлялась дискинезия желчевыводящих путей на фоне функциональных и анатомических нарушений желчного пузыря — 31% (51 учащийся).

При рентгенологическом исследовании у большинства подростков выявлены нестабильность в шейном и поясничном отделах, а также сглаженный шейный лордоз, грудной кифоз и поясничный лордоз.

При определении содержания металлопротеиназы 9 у 66 обследованных пациентов основной группы с гипермобильным синдромом разболтанности (средний возраст 13,71±1,67 лет) средние значения показателя составили 114,8±11,7 нг/мл. В контрольной группе здоровых подростков средние значения были достоверно ниже и составили 72,6±5,5 нг/мл (р

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.