Б к с айенгар сломал позвоночник своему ученику виктору ван куттену

В 1893 году в Чикаго на Всемирном парламенте религий выступил Свами Вивекананда — странствующий йог, пропагандировавший своё учение и индуизм в целом. Нельзя сказать, что на Западе до Вивекананды были незнакомы с индийскими верованиями. Рассказы о факирах и йогах, творящих настоящие чудеса, были известны в западном мире уже лет 200. Да и об индуизме и йоге представление уже имелось — даже Артур Шопенгауэр о них писал. Однако до Вивекананды к йогам относились как к далёкой и непонятной экзотике.


На самом деле современная йога это не более чем набор физкультурных упражнений, пусть иногда и очень сложных, приносящий инструкторам и владельцам школ очень неплохой доход. И неизвестно, была ли она чем-то большим раньше. Трактаты утеряны, наследство пропало, документы не сохранились. Остались предания о йогах живших молодыми сотни лет, описания асан в трактовке современных гуру. Мало того, со временем оказалось, что занятия йогой могут быть очень небезопасными.


Данная поза, если вы ещё не поняли — это занятие йогой тысячи лет тому назад


Такие фото было сложно использовать для пропаганды йоги как способа оздоровления


5. Йога — очень серьёзный бизнес. В США доход йога-индустрии превышает 30 миллиардов долларов в год. При этом, как всегда в Америке, прибыль извлекается не только из оплаты занятий. Производится и продаётся спортивная одежда, обувь, атрибутика, и даже фигурки людей в различных позах. В России доходы от йоги оцениваются в 45 — 50 миллиардов рублей. Столь серьёзные суммы позволяют серьёзно вкладываться в пропаганду йоги. А в Соединённых Штатах лоббируется оплата занятий йогой страховыми компаниями. Независимые исследователи, конечно, тут как тут: по их данным, занятия йогой сокращают визиты в больницы на 43%.


Занятия в школе йоги в США. Одно занятие стоит минимум 25 долларов

6. Согласно статистике, собранной группой учёных и студентов университета штата Алабама под руководством Рика Свейна на 100 000 занимающихся йогой, приходится 17 тяжёлых травм в год. Всего опросы группы Свейна выявили, что за первые 14 лет XXI века травмы получили более 30 000 американцев, занимавшихся йогой. Свейн настроен к йоге комплиментарно, однако даже он признаёт, что йога полезна только в целом здоровым людям. Что-либо вылечить, а уж, тем более, восстановиться после травмы или болезни, в помощью упражнений йоги невозможно.

7. Один из самых известных йогов Рамакришна Парамахамса умер от рака горла, возникшего из-за непрекращающихся ангин, в возрасте 50 лет. Не менее поучительны и другие факты из его биографии. Ещё ребёнком он снискал популярность у сверстников, объясняя им, школа учит только зарабатывать деньги, а школьные знания не ведут к просветлению. Во время обряда инициации, именуемого Церемонией надевания священного шнура, Рамакришна возжелал принять пищу из рук женщины низшей касты, что было почти кощунством. В более зрелом возрасте гуру вместе со старшим братом каким-то образом убедили богатую женщину построить храмовый комплекс. Более того, брат Рамакришны стал главным жрецом этого храма. Брат вскоре тяжело заболел и удалился от дел. Рамакришна Парамахамса занял его место и через некоторое время просветлился настолько глубоко, что женился на 7-летней девочке, которую назвал Матерью Вселенной. В паре, как пишут биографы, происходили непрерывные божественные отношения.

8. С точки зрения физкультуры, йога — занятие исключительно для абсолютно здоровых людей. То, что где-то какие-то люди обладают благодаря неким физическим упражнениям превосходным здоровьем, совсем не означает, что на другом краю Земли люди, повторяющие эти упражнения, также обретут железное здоровье. Любителям аналогий можно привести пример с кавказскими долгожителями. Их здоровье, на первый взгляд, объясняется здоровой пищей. Много мяса, зелени, пресный хлеб, экологически чистое вино и т. п. Садись на такую диету и живи себе до ста лет. Увы, для современного горожанина такой рацион неприемлем. Он должен сочетаться с водой, воздухом, традиционным образом жизни и другими факторами. Точно так же и йога содержит в себе не только сложные физические упражнения, но и духовную часть, и управление потоками энергии. Но большинство занимающихся обращает внимание только на асаны. А они, если говорить обобщённо, не слишком отличаются от традиционных упражнений физической гимнастики.

9. В период английской колонизации йоги, именовавшиеся иногда йогинами, деградировали из воинственного племени, живущего больше похожей на рэкет охраной торговых караванов, в изгоев, которым было запрещено носить оружие и появляться на улицах нагишом. В XIX веке, лишившись иных средств к существованию, йоги заполонили улицы индийских городов, демонстрируя изумительные позы, которые они практиковали, готовясь к военным лишениям. Европейцы и большинство индийцев относились к ним в лучшем случае как к фокусникам, если не как к мошенникам.


Нагота йогов всегда вызывала у европейцев как минимум недоумение

11. Одному из известнейших и богатейших мастеров йоги Б. К. С. Айенгару дорогу в Европу и большой бизнес проложил выдающийся скрипач Иегуди Менухин. Он организовывал первые выступления Айенгара в Европе, после которых тот стал общепризнанным гуру. Айенгар опубликовал несколько книг, ставших бестселлерами, количество его учеников исчисляется тысячами. Известен он также тем, что в процессе раскрывания верхней части спины сломал позвоночник одному из самых преданных своих учеников Виктору ван Куттену.


12. В марте 2019 года американка Ребекка Ли, занимающаяся йогой с 1996 года и ведущая соответствующий блог в Инстаграме, выполняла сложную стойку на руках, после которой почувствовала себя плохо. В ходе обследования выяснилось, что Ребекка, выполняя упражнение, повредила артерию, питающую кровью головной мозг, и у неё произошёл инсульт. После лечения ей стало легче. Ребекка продолжила занятия йогой, но теперь постоянно ощущает покалывания в руке, страдает сильными мигренями и не может долго разговаривать.


Ребекка Ли продолжает заниматься йогой, несмотря на инсульт


Алистер Кроули поклонялся не только Сатане


Излишества, в том числе и сексуальные, не довели Бхагаван Шри Радниша до добра


В наше время многие школы йоги — это не более чем попытка заставить людей прыгнуть выше головы.
Глэнн Блэк, преподаватель Йоги Айенгара, йогатерапевт (США)

Но дыма без огня не бывает.

Безусловно, практика йоги предполагает вдумчивое освоение, тщательную отработку каждой новой асаны, внимание к своему телу. да и еще много чего, что на групповых занятиях, когда в зале занимается по 10-15 человек, просто невозможно проконтролировать.

В древних текстах, трактатах по йоге — нет ни слова о травмах. Почему? Может быть, потому, что изначально йогой занимались один на один: учитель и его ученик. Сейчас йога стала групповым видом занятий. Да и то сказать, индивидуальные уроки по йоге немногие могут себе позволить.

Кошелек — или жизнь!

По моему мнению, честный преподаватель никогда не будет ставить агрессивную, динамичную музыку на занятии. Не будет мотивировать учеников делать асаны на пределе текущих возможностей. Не будет подталкивать их в спину, тянуть, поощрять — чтобы углубили позу.

Не говоря об опасности травмы, в глубине ли позы смысл йоги? Не превращает ли это практику йоги в физкультуру или гимнастику? Может быть, сначала надо разобраться, чем йога радикально отличается от цирковой гимнастики?

Далеко не все преподаватели умеют править учеников. И далеко не все даже внимательно следят за ними. А уж вносить модификации в практику асан для каждого ученика индивидуально вообще не всегда возможно — при той поточности, массовости, которая обеспечивает преподавателям йоги пропитание за счет групповых занятий!

Делать акцент в практик на достижение, а не на осознанность и расслабление в позах йоги — дорога к популярности, и дорога к травмам.

К сожалению, для многих преподавателей йоги главной мотивацией преподавать (да и заниматься йогой вообще) — является возможность заработать. А также потешить свое эго. А вовсе не достичь состояния Самадхи или Просветления — целей йоги. Стоит ли ожидать от таких классов чего-то еще, кроме бесконечной гонки за идеальной формой асан, безо всякого понимания конечного смысла того, что предлагается делать? Конечно, есть счастливые исключения — но они не меняют правила игры.

Что же делать?

Далее для справки перечислены наиболее травматичные позы йоги начального и среднего уровня сложности, и возможные осложнения при неправильной практике, или же при правильной практике, однако не учитывая свои индивидуальные ограничения:

Также, целый пласт травм (растяжений, вывихов), к счастью, менее опасных — травмы лучезапястного сустава, голеностопа, плечевого сустава, вывих колена. Это повреждения, которые случаются в разных позах йоги при несоблюдении требований техники безопасности. Далеко не всегда преподаватель их озвучивает, тем более что оглашать полный список противопоказаний и нюансов выполнения асаны применительно к каждой отдельной позе вряд ли реалистично. Это займет слишком много времени, в течение которого весь класс будет ждать в недоумении. Просто комично было бы озвучивать технику безопасности для каждой асаны на каждом занятии.

Вывод

Йога пользуется репутацией совершенно безопасной дисциплины (в противовес спорту), не в последнюю очередь благодаря частому игнорированию случаев этих самых травм самим йога-сообществом.

Преподаватели йоги скрывают свои травмы (и травмы своих студентов), чтобы не потерять прибыльную работу в модных йога-центрах и доверие богатых индивидуальных клиентов.

Йога-центры и фитнес-клубы молчат, в общем-то, по той же причине: им надо продать как можно больше абонементов. В случае претензий на готове хороший адвокат, и помогает полное отсутствие регулирующих постановлений. Если вы пострадали на йоге, доказать что-то и наказать виновных, а тем более получить компенсацию — почти невозможно. Поэтому предупреждать об опасностях йоги йога-центрам просто невыгодно.

1. Идейный вдохновитель и автор методики Йога23 - А.В.Сидерский.

Работу над фактическом оформлением системы А. В. Сидерский начал в 2003 году. Впоследствии система трансформировалась с учётом практических и теоретических наработок учеников и коллег А. В. Сидерского и с течением времени превратилась в высокоэффективный тренировочный технологический продукт коллективного творчества, вобравший в себя наработки многих квалифицированных специалистов в области хатха-йоги, боевых искусств, современных спортивных тренировочных методик и фитнеса, плавания и фридайвинга.(Википедия)

По словам Сидерского , вход в практику людям востока и людям запада должен быть различным, для более плавного погружения в занятия и была придумана методика Йога23 ,состоящая из 23 наборов упражнений, что позволяет построить специальные программы, как для индивидуальных, так и для групповых занятий. Степень нагрузки разделяется на 5 ступеней. Практика начинается с самых простых и доступных упражнений, через пару лет, когда упражнения освоены, можно переходить на следующую ступень. Первая ступень ориентирована на то чтобы сформировать качественный мышечный корсет позвоночника и проработать глубокие мышцы, то есть стараются не делать упражнений на растяжку. По мнению Основателя методики, существует заблуждение , что гимнастика Йогов:) - это растяжка. Гимнастика Йогов - это упражнения , которые позволяют за счет воздействия на эндокринную систему и нейроэндокринную регуляцию освоить способность управлять поведением ума и управлять функционалом тела, а как это делается - за счет упражнений растяжки или за счет упражнений на силовую выносливость , - это уже зависит от состояния человека, от этапа практики, от задач, которые он ставит перед собой по жизни, потому что контроль как таковой, йога как таковая в отрыве от жизни - смысла не имеет. Проживая свою жизнь, мы выполняем какие-то задачи, и для того ,чтобы их выполнять более эффективно, более качественно и с большей осознанностью, нам и нужен этот контроль, нам и нужно это умение владеть собой, которое даёт йога. Методическая система Йога23 позволяет достаточно гибко, используя эти 23 матрицы упражнений, персонально выстраивать практику для определенных категорий людей.

Важным аспектом в Йоге23 является дыхание. Дыхание - это основа, на которой построена практика. В продвинутом варианте занимающийся сам выбирает для себя подходящий для него ритм дыхания, а на начальном этапе учат тело дисциплинированно дышать, двигаться и фокусировать напряжение в ритме дыхания, поэтому все последовательности техники основаны на ритме дыхания. Можно включать метроном и дышать 4-1-4-1(вдох4сек.-1сек.задержка плавно переходящая в выдох4сек-1сек. задержка плавно переходящая во вдох). Во время задержки фиксировать голосовую щель не надо.

Одним из наиболее интересных критериев, определяющих Йогу23, является использование маятника, на данные которого опирается преподаватель при построении методики проведения занятия.

Этически-нравственный аспект в Йоге23 особо не затрагивается, подразумевается, что все мы взрослые люди и у каждого есть своя голова на плечах. "Яма-нияма помогает достичь состояния целостности. Если человек не целостен, то его цели будут сбиваться." (Андрей Рыжакин)

Каждый год от преподавателей требуют подтверждения квалификации.

6. Категории Техник.

Техники условно разделяются на 3 категории:

Плюсовая техника оказывает развивающий эффект. Человек прогрессирует и не вредит себе. Минусовая техника - человек прогрессирует и вредит себе, например, если у человека была травма или он неправильно выполнял технику. Но при исправлении техники она может стать плюсовой. Нулевая техника - человек не прогрессирует и не вредит себе.

Андрей Рыжакин: "Личная практика состоит из асан, пранаям, медитации, йога-нидры. Если человек занимается для себя, он может делать только плюсовые практики. Если он преподает, ему придется столкнуться с нулевыми и минусовыми техниками."

7. Практика с группой - А.Рыжакин: "Нет смысла практиковать с группой"

По словам А.Рыжакина, когда практикуешь сам, внимание направлено вовнутрь, а в зале надо людям показывать, объяснять, рассказывать. Практиковать с группой есть смысл лишь иногда, чтобы замотивировать людей.

А.Рыжакин:"Сидерский А.В. рекомендует читать все классические тексты и творчество К. Кастанеды. "

А.Рыжакин: "Пока метафизическая концепция не ощущается на практике, она находится на уровне ума. Пока нет опыта, нет смысла об этом говорить. Со стороны йоги23 нет навязываемых концепций, есть инструмент, который может дать ответы на поставленные вопросы."

И самое главное - в йоге23 нет какой-либо привязки к религии или философии.

Йога Айенгара - одно из направлений Хатха-йоги, автором которого является Б.К.С. Айенгар. Основное отличие его статического стиля:

Детальная, предельно подробная отстройка асан

Использование специальных приспособлений : кирпичей, ремней и.т.п. Для начинающих – это бывает актуальным.

Важным аспектом йоги Айенгара является последовательность асан.

Длительное пребывание в асане

Айенгар-йога предполагает изучение асан и пранаямы, но также включает в себя все остальные высшие ступени йоги, вплоть до самадхи. Основатель стиля преподаёт и практикует йогу уже более 75 лет и считается одним из самых выдающихся современных мастеров йоги в мире. Он написал много книг о философии и практике йоги.

Как мы видим, даже небольшой фрагмент текста крайне противоречив. С одной стороны, в правильной позе боли быть не должно, с другой - усилия и неизбежная боль - необходимые компоненты асаны.

Вот ещё материал c форума по йоге:

Джонс (10.04.2007): Айенгар сам насквозь пробит травмами, и то, что его такой подход к практике не убил, в этом и уникальность. А попытка экстраполировать свой уникальный опыт, это, ИМХО, его заблуждение.

Rinugun (20.04.2007): Но ведь Айенгар же преподаёт йогу другим уже кучу лет. Целая жизнь заблуждения?

Майкл (21.04.2007): Айенгару сейчас почти девяносто, и он все еще практикует. Вы себе представляете, как это возможно быть насквозь травмированным и практиковать в девяносто лет при средней продолжительности жизни шестьдесят пять?

Джонс (21.04.2007): Совершенно верно. У меня есть видео его семинара в достаточно преклонном возрасте (с его демонстрацией практики асан). Крайне резкие входы, короткое время выдержки, сильное напряжение, это из того, что очевидно. Понятно, что ЧВНа и релакса там и рядом нет.

Майкл (21.04.2007): Я не утверждал, что он не травмировался, в данном случае это не важно.

Речь шла о двух моментах:

- если бы его травмы были болезненны и регулярны, он бы прекратил свои занятия лет 30-40 назад, т.е. когда он начал стариться, и запас его прочности начал подходить к концу;

Джонс, я понимаю, что вам еще не столько лет, но посмотрите на любых других людей в таком возрасте, если сможете найти - им не то, что делать асаны, шнурки завязать сложно, с кровати встать сложно. Понятно, что все эти моменты не делают его хорошим учителем. О качествах Айенгара, как учителя, мы сможем судить, если появятся его последователи такого же возраста, практикующие йогу. Если же не появятся, значит, его метод активного и бодрого долголетия применим только к нему, и он не смог его сделать универсальным.

Мастер (21.04.2007): Информация к размышлению (даже разочарование):

Джонс (21.04.2007): Хорошо, Майкл, будем последовательны. Я подобрал отрывки из биографии Айенгара, начиная с юности и заканчивая 2001 годом, судите сами.

«…Кришнамачарья научил Айенгара всем сложным прогибам в течение трех дней, он был тогда еще молод и достаточно крепок, чтобы силой заставлять юношу делать прогибы на своих поднятых ногах, которые служили опорой.

…Юноша (Айенгар) понимал, что, если он сделает что-то не так, пострадает репутация его Учителя. Во время демонстрации он старался изо всех сил и даже еще больше, от боли на глаза наворачивались слезы. (далее) Это событие навсегда связало жизнь Айенгара с йогой, однако, цена, которую он заплатил за это, была немалой — боли во всем теле мучили его еще долгие месяцы.

…Возможно, Айенгар был единственным, кто был в состоянии вынести столь суровое обращение, но чрезмерные физические нагрузки не прошли бесследно: в конце учебного года он не сдал экзамены в школе и таким образом потерял стипендию, которую получал как сирота. На этом образование Айенгара закончилось, и теперь ему не оставалось ничего кроме как заниматься йогой.

…Кришнамачарья объяснил, что нужно вытянуть одну ногу вперед, а другую назад и сесть прямо (Хануманасана фактически является продольным шпагатом). Чтобы избежать выполнения столь трудной позы, юноша сослался на слишком узкие чадди (нижнее белье). Чадди действительно очень плотно прилегали к телу, между кожей и тканью нельзя было просунуть даже палец, белье врезалось в тело, оставляя на нем следы словно корсет. Однако даже это обстоятельство не спасло молодого человека. Кришнамачарья немедленно попросил одного из своих учеников принести ножницы и разрезать чадди. Таким образом, Айенгар был вынужден сделать асану. В результате ее выполнения он повредил подколенные сухожилия, которые зажили только через несколько лет. Такая ситуация не была ничем исключительным, по словам Айенгара, большинство трудных поз, включая стойку на руках, он осваивал не в процессе регулярных и длительных занятий, а во время демонстраций, когда асану необходимо было выполнить безукоризненно с первого раза, а все объяснения сводились к двум-трем лаконичным указаниям…

…Против него было все: пережитые в детстве болезни, плохо развитая грудная клетка, слабый позвоночник - следствие чересчур интенсивной и жесткой практики прогибов в юности.

…Он кардинальным образом изменил свою практику асан, перестав избегать поз, которые были особенно болезненными, и придавая особое значение наклонам вперед…

Вывод: каким он был, таким остался. Стереотипы работы с телом, которые были заложены в юности, не изменились. Как видно, травмировался он регулярно на протяжении многих лет.

Прав Айенгар или нет – вопрос сложный. Человек волен делать что угодно с собой, но не с другими. Ясно одно: боль появляется только в том случае, когда нарушены принципы ахимсы и нацеленность практики на ЧВН(Ментальная релаксация).



1) Когда человек начинает заниматься, он много раз слышит, что йога, прежде всего, духовная практика. То, что эти слова имеют к нему прямое отношение, не доходит. А это значит, что она не предназначена для похудания и оздоровления. Она создавалась и обкатывалась для нужд практиков просветления. Если вы ищете просветления, дальше не читайте и занимайтесь спокойно у своего гуру. Если нет - эта статья для вас откроет много интересного.

Начнем с азов, которые знают все: йога стимулирует течение энергии по энергетическим каналам, замыкая цепь с помощью асан (поз). Для того, чтобы энергия текла правильно, каналы должны быть чистыми, а для этого нужно соблюдать моральный кодекс (яма-нияма), правильно питаться (вегетарианство), проводить чистки (крии) и медитировать каждый день. Если этого не делать, энергия, которую вы гоните с помощью асан, течет неправильно и разбивает физическое тело. То есть, вызывает обострение существующих заболеваний: где тонко, там и рвется.

Но мы все знаем, что йога лечит, как же так?

2) Да, йога лечит, если Ваш инструктор видит ваши каналы и назначает вам практику в соответствии с их состоянием. Покажите мне такого инструктора и я сама пойду к нему заниматься.

Йога лечит, если вы сами чувствуете ток энергии в своем теле и способны (научились) его регулировать. И да, я знаю таких практиков, и даже много. Это люди, которые пришли в йогу из спорта с почти здоровым, хорошо проработанным телом, занимались, в основном, самостоятельно, соблюдали диету, чистились и медитировали. Тогда через несколько лет упорной практики тело такого человека начинает "светиться", теряет внешние признаки старения, становится неуловимо притягательным. Но эти люди уже вначале пути "слышали" свое тело, умели с ним общаться и знали свои пределы.


4) Про инструкторов. Здесь я начинаю хватать ртом воздух, слова заканчиваются. По традиции, инструктором может быть человек, прошедший обучение у мастера, практиковавший йогу в течение 7 лет и соблюдающий принципы йоги (яма-нияма, вегетарианство, медитации, крии, собственная практика каждый день. )
Кто у нас ведет йогу?
Тренеры фитнес-пилатес, самоучки, обучившиеся по видеокассетам, умники, разработавшие "свою систему йоги" (!). Спросите у своего инструктора, кто его учитель, был ли он в Индии, практикует ли он сам ежедневно. Либо жулики, которые вам на бегу третий глаз откроют за ваши деньги, либо добросовестно заблуждающиеся невежи. А что они реально могут сделать: в зале 30 человек, молодых, старых, больных и здоровых. Или лекцию читать, или занятие вести, потому что каждый раз половина зала - новички. А так происходит потому что см. выше.

5) Отдельная категория - йога в фитнесс центрах, вперемешку с пилатесом, растяжкой и кардионагрузками. А что, почему бы не растянуться, модно же. И пропотеешь, и на шпагат сядешь. В этом случае бесполезно объяснять, что цель асаны - не растяжка мышц и не подтяжка дряблого жирка. Цель - сделать туловище способным просидеть в лотосе 4-5 часов. И если продолжать лопать мясо и при этом вставать в позы, кто круче, стуча православным крестом о коврик, ударит так, что мало не покажется. Худеть с помощью йоги - все равно, что айфоном пивную бутылку открывать: неэффективно, потому что медленно, и опасно тем, что айфон сломаешь. Только в случае с йогой сломаешь свое здоровье.

6) Эта моя статья похожа на вопль в пустыне. У йоги есть ни с чем не сравнимая сладость, вызванная притоком халявной энергии. Те, кто уже занимается и распробовал положительные эффекты, от йоги не откажутся. Поэтому прошу принять к сведению мой опыт.

Некий незначительный и никак не проявлявший себя до занятий дефект одного из позвонков привел к взрывной энергетической реакции, и теперь у меня 4 проблемы в этом месте позвоночника, каждая из которых требует операции. Когда неврологи видят мои снимки, они спрашивают, где я могла так изуродовать позвоночник. Мой ответ "на йоге" их не удивляет совершенно, таких, как я очень много. И последующие годы тренировок не смогли исправить вреда, который я нанесла себе в самом начале. Поэтому начинающим и продолжающим необходимо:

1) Пройти обследование позвоночника и суставов. Скорректировать практику по результатам;

2) Йога и мясо несовместимы;

3) Никто, ни в одном зале не отвечает за ваше здоровье. Б. К. С. Айенгар сломал позвоночник своему ученику Виктору Ван Куттену. Помните об этом.

4) Посмотрите на инструктора. Если его тело некрасиво, не гармонично и не "светится", лучше найти другого. Если он заставляет вас делать больше, чем вы сейчас можете, необходимо найти другого. Йога - не спорт, что бы ни говорили украинцы со своим аштанга-виньяса-гопаком.


Ладно, чего уж там, допишу до конца, хоть тема и предельно скользкая. Допустим вы занимаетесь со всем усердием, практикуете асаны, пранаямы, медитируете, каждый день промываете нос, чистите кишечник и вегетарианите. И у вас получается. Начинают проявляться проблески просветления. Они бывают разными, но вы их узнаете, уверяю. Тем более, если вы все это делаете, вы их ждете. Вот только яму с ниямой вначале практики, вы пропустили. Максимум, прочитали, что там написано, и все. И у вас нет гуру, который вас вернет на исходный уровень, чтобы подправить "нестяжательство" всякое, "осознанность" или "постоянную связь с богом". И вот тут начинается самое интересное: вас ведет в сторону, которая не проработана. Вы становитесь неадекватны. Могут начаться галлюцинации, вплоть до бреда величия и мании преследования с последующей психушкой. Вы можете начать разговоры с духами и душами. То есть летит психика, и, чтобы этого не случилось, нужен гуру, учитель, как это и предусмотрено традицией. А где его взять? Вы ведь не готовы поселиться в ашраме в Гималаях на несколько лет. Поэтому йога опасна для здоровья и не годится к использованию в наших широтах.

А в общем, целям, которые ставит перед собой нормальный человек, равнодушный к восточной философии, больше отвечает обычная аэробика, танцы, атлетика и другой нормальный спорт, без "духовности" в нагрузку.



Мне понравилось. Живенько так, с о здоровым и непочтительным умом и превосходным чувством юмора. И мыслить умеет человек самостоятельно. Молодец Энца! Я разделяю её критическое отношение к современной фитнесс-Йоге.
Но, конечно, многого уважаемая Энца не знает и многого не понимает. Вот некоторые замечания:

- Термин "просветление" применительно к цели Йоги неуместен. Увы, имеет место безграмотность. Просветление-боддхи - это в буддизме, а в Йоге - Освобождение-Мокша.

- Нидра Йога это зрзац-йога, психотехнический новодел, автором которого является Сатьянанда. Это всего лишь модифицированный под Йогу вариант западного аутотреннинга. Советовать Нидра Йогу может только тот, кто не понимает, что такое настоящая медитация.

- В энергетике человека и методах работы с энергией уважаемая Энца явно мало что понимает (впрочем как и все современные фитнесс-Йоги). Начиная с азбучных фундаментальных вещей (даосского и обратного режимов энергоциркуляции). Так же плохо разбирается и в медитации. Впрочем винить Энцу трудно, поскольку за пределами нашей Школы подобную информацию найти трудно.

Но, конечно, Энца молодец. Её критический настрой по отношению к современной Хатха Йоге очень нужен в наше время. Она даёт своей статьёй необходимое и полезное отрезвление. Безусловно плюсую!.



А каким образом мы видим или слышим? Попробуйте ответить. Вот-вот, задавать такие вопросы легко, а отвечать не просто.
Правильнее говорить о восприятии энергетических процессов как в себе, так и в окружающем мире. И такое экстрасенсорное восприятие либо есть - и тогда говорить не нужно, либо его нет - и тогда говорить бесполезно. Если человек серьёзно практикует медитацию-самонаблюдение , со временем он начинает чувствовать такие вещи и у себя, и у других.

Поканальная энергетическая диагностика - стандартная процедура на моих консультациях.

Ну, наверное разговоры разговорам рознь. Вот например, 1-й том моей книги "Путь без иллюзий" называется "Мировоззрение нерелигиозной духовности" и его содержанием как раз являются столь не любимые Вами "разговоры о духовности". Но по Вашему просвещённому мнению, разговоры о духовности не нужны, подозрительны и излишни. Какой-то у Вас упрощённый подход. Разве может практика осуществляться, так сказать, в безвоздушном пространстве, т. е. вне какого-либо философско-мировоззренческого контекста?
В классической Йоге есть две составные части: теоретическая (те самые разговоры о духовности) и практическая. В Индии считается, что философско-мировоззренческое учение Йоги дано в системе Санкхья. Принято говорить, что Санкхья -это теоретическая Йога, а Йога - это практическая Санкхья.
Практика не может осуществляться иначе, чем в определённом мировоззренческом контексте.


1. Успокоение ума.

2. Пробуждение сознания.

3. Растворение сознания.

- провалы сознания (иногда посреди практики помнишь, что вдохнул, а когда выдохнул, уже отыграл будильник, отмерявший час дхараны);

- спонтанно возникающие образы или даже целые световые пространства на фоне полного отсутствия мышления словами;

.
и следующий шаг:

- провалы сознания становятся длительными, сознание ныряет и выныривает (время теряет значение);

- ананда не острая (щемящая), а более зрелая спокойная, как удовольствие от покоя;

Как биткоин – набор едениц и нулей, существующих лишь в цифровом пространстве, так и мир людей – отражение их сознания, существующее в викальпах (мыслеформах). В реальности не существует причин и следствий, а значит викальпы не годятся для получения знания о ней. Саттарка – переживание истины, полученной в результате нетипичного для человека способа получения знания, который называют шактипатом, даршаном, ануграхой или др. терминами, связанными с отсутствием мыслей.

Глупо пытаться описать этот процесс словами, не предназначеными для этого. Ты не можешь поймать нейтрон сачком для бабочек, потому что он вообще прошибает насквозь твердые предметы, также бессмысленно искать четкое объяснение тому, как получается знание в результате медитации. Конечно попытки предпринимаются, ведь религии строятся на массовости и человек обычно не склонен следовать за необъяснимым. Потому ануграха – это милость Бога, раскрывшего истину, даршан – пропитывание флюидами гуру, шактипат – пиковое насыщение ученика духовной энергией и пр. Это конечно верно, на уровне объяснения ребенку, как папа встретил маму. Однако, осознал ли папа, почему на самом деле он встретил маму, ибо это лежит ниже уровня логики.

Гена777 настоящий практик, идущий по Пути йогической традиции. Как видите, многие вещи и подходы коррелируются с нашей школой. Есть, конечно, существенные отличия. Прежде всего Гена777 прямо говорит, что йога, это религиозная практика, которая была создана богом Шивой и подарена людям для единения с ним. В практике дхараны необходимо покровительство ишта-дэваты (у него это Вишну, насколько я помню).
Тем не менее опыт его практики демонстрирует универсальность базовых подходов в духовной работе. Теоретическая база, конечно, необходима, потому как говаривал Форест Гамп: "Если вы не знаете куда вы идёте, то скорее всего вы туда не попадёте"


На своём ютуб-канале Гена знакомит с пранаямами. Т.к. я ни разу не йог, моё внимание привлекла техника Капалабхати. первоначально мне она показалась похожей на наше "пыхтящее дыхание"


Должен Вас поправить - вряд ли можно говорить о том, что я разработал гипервентиляционное дыхание (которое для простоты и удобства именую "пыхтящим дыханием"). Конечно же автором этого метода я никоим образом не являюсь. Задолго до меня были разработаны такие варианты гипервентиляционного дыхания, как rebirthing, а также холотропное дыхание Станислава Грофа. Я всего лишь модифицировал этот широко известный метод и добавил в него, как обязательный компонент, завершающую медитацию самонаблюдение.

Что касается Гены 777, то я отношусь к нему с уважением, как к настоящему серьёзному практику. Тем не мене, не могу не заметить, что практикуемая им система Йоги значительно отличается от нашей. Хотя, конечно же, нетрудно найти и общее.


именно это я и имел ввиду, просто неудачно выразился

Kargopolov. Значит ход этой энергии неощутим?
Физиология зрения и слышания (слуха) хорошо изучены и изложены в книгах по физиологии человека.
В результате практики мне удалось блокировать нервные сигналы на пути от принимающих функционирующих рецепторов (слуха) к анализатором мозга.Трудно, но возможно.

Экстрасенсорика. Мне предлагали в Намангане возглавить центр экстрасенсорики для выдачи лицензий. И мне пришлось на стадии знакомства оценить способности "экстрасенсов". Или жульё , или шизики,параноики. После их разоблачения они становятся "стеснительны" и без следа исчезают. Я отказался.
За демонстрацию паранормальных явлений обещана огромная премия. Никто не является. А многочисленные сенсационные слухи и сообщения тихо и незаметно уходят в небытиё. Сенсационные разоблачения приходят после смерти "феноменов".
Пример для интереса. Я чувствую воду текущую над землёй, по земле и под землёй. Мог бы искать воду в пустыне. Но это не экстрасенсорика. Всё прозаичнее. Сигнал приходит от мочевого пузыря.

Об" энергетических каналах", открытых корейскими анатомами я прочитал впервые в 1962-1963г в ж. "Наука и жизнь". Потом в "Вопросах медицины" читал опровержение этого. Система каналов была расценена как межклеточные ходы. Для меня это открытый вопрос.

В начале моей практики Йоги (1959) была цензура. И за книги по Йоге можно было испортить жизнь, попасть под надзор КГБ и схлопотать срок за распространение подобной литературы. Ждать" перестройки" мне было невмоготу.Компетентных советчиков не было.
Вот и начал по статьям доступной прессы. "Физ-ра и спорт 1959 № 3. Евтеев - Вольский" признанный мной учитель. Я многих признаю своими учителями :Айенгара, Арова Б.,Смирнова Б.Л , Вивекананду.,Шивананду и др. Нынешние мне неизвестны.

Общение с некоторым практиками Йоги для меня прояснило, что практически любой вариант Йоги эффективен. Да и я достаточно пометался за 58 лет практики по разным стилям, чтобы это утверждать.
То, что написал о гуру относится к Йоге,не к Вам. Я Вас не знаю. В том чему Вы учите я профан. Почему и задаю вопросы.
Я не уклоняюсь от неудобных вопросов и люблю когда их задают мне. Они мне помогают заострить внимание на упущенных проблемах.

Разговоры о духовности обычно и ограничиваются разговорами. А в реальной жизни наблюдается карьеризм, эгоизм, спекуляции на доверии ,Вере, законспирированного стяжательства, мотивированного под что угодно.
Духовным надо быть в своей жизни. Мне попадались люди ,духовностью которых я восхищался. Буду рад , если и меня кто-то удостоит этой чести.

Лучший учитель зреет в себе. Путь должен проделать сам. Учитель лишь указывает направление усилий и иногда подправляет указания увесистой палкой. Ученик и" прозревает".
На вопрос Сократа. "Какое из знаний наивысшее? Дельфийский оракул ответил:"Познай самого себя".

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.