Анисимова т г ульянова с а формирование правильной осанки


Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 13.12.2017 2017-12-13

Статья просмотрена: 607 раз

Данная статья может заинтересовать инструкторов по физической культуре, воспитателей дошкольных учреждений.

Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная активность – естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность. Оптимальный объем развития двигательных качеств — одно из условий сохранения и укрепления здоровья детей младшего возраста.

В научной литературе плоскостопие чаще всего рассматривается как деформация стопы, характеризующаяся уплощением сводов её основ. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплощением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить. Стопа по данным многих исследований– это сводный орган, выполняющий опорную, локомотивную функцию. Она является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение её функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. С точки зрения специалистов, недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических факторов (гигиена обуви и правильный её подбор в соответствии с назначением) и физических упражнений (специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени, формирование сводов стопы).

Коррекция дефектов осанки – не только задача физического воспитания детей, но и важнейший момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и заболеваний внутренних органов. У детей с нарушением осанки снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции.

Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности, на своих занятиях, я использую упражнения с мячом. Упражнения в бросании, катании, ведении мяча способствует развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку, формируют умения действовать с мячом, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений. Занимаясь с мячами различного веса и объёма, развиваются не только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей, голени и стопы, усиливается кровообращение. При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствует повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников.

Направленность программы: физкультурно-оздоровительная.

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и уровня здоровья детей.

1. Укреплять мышечный корсет позвоночника, формирующий навык правильной осанки.

2. Укреплять мышцы, формирующий свод стопы.

3. Заинтересовать детей упражнениями и игрой с мячом (навыки ловли, ведения и бросков мяча)

4. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

5. Развивать физические качества ребёнка: быстроту, ловкость, выносливость, силу.

Содержание программы:

Методика составления комплексов, как и обычное физкультурное занятие, состоит из трех частей.

В подготовительную часть включаю несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 6-8 повторений. В основную часть входят специальные упражнения из положения, лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Для профилактики плоскостопия используют упражнения с мелкими предметами (карандашами, игрушками от киндер-сюрприза, детали мелкого конструктора и др.), предлагают детям захватывать предметы пальцами ног; рисовать, зажав карандаш пальцами ног. Дозировка упражнений зависит от возраста детей, в среднем – 8-16 раз. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны. Во время физической нагрузки важно научить ребенка правильно дышать через нос, совершенно свободно, без малейшего напряжения. Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксацию), выполняемых в и. п. лежа на спине, дыхательных упражнений и специальных – на ощущение правильной осанки или подвижной игре малой активности.

Также использую в структуре оздоровительных занятий различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движения (ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие и т. д.), дыхательную гимнастику, разнообразные виды самомассажа, упражнения Су-Джок терапии, упражнения на релаксацию.

Дозировка упражнений зависит от возраста детей: для детей 4-5 лет каждое упражнение в среднем повторяется 6-8 раз, для детей 5-6 лет каждое упражнение повторяется 8-10 раз, 6-7 лет 10-12раз. Упражнения чередуются с более длительными и разнообразными паузами отдыха. Моторная плотность занятий может быть невысокой – это обусловлено тем, что учитывается индивидуальный характер выполнения каждого упражнения. Дозировка увеличивается постепенно, по мере освоения техники выполнения.

С детьми 4-5 лет при обучении физическим упражнениям использую показ, имитацию, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

С детьми 5-7 лет с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, применяем словесные наглядные пособия (фотография, рисунки).

Для сохранения ритма и темпа движений при выполнении упражнений применяю: ритмическое музыкальное сопровождение, звуковой сигнал.

Ожидаемые результаты:

1.Научить детей заботиться о своём здоровье и укреплять его с детства, а также о здоровье окружающих.

2. Укрепление осанки, улучшение физических качеств, координации, скорости, гибкости, равновесия.

3. Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.

4.Формирование потребности в движениях (бег, игры с предметами, использование спортивного инвентаря)



Литература:

Различают осанку правильную, сутулую, лордотическую( круглая спина), кифотическую, выпрямленную( плоская спина), а также асимметрическую.

Нарушение осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка. При выявлении изменений осанки следует обратить внимание на возможную сопутствующую патологию (нарушение зрения и дыхания, снижение остроты слуха на одно ухо и др.)

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией ( поворотом) тел позвонков. При истинном сколиозе даже в начальной стадии имеется деформация позвоночника, которая сохраняется независимо от положения ребенка и нагрузки.

Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает положение позвоночника, состояние нервной системы.

Позвоночник – это одна из наиболее важных частей скелета. Основные его функции – опорная, защита спинного мозга, амортизация толчков и сотрясений – обеспечиваются благодаря его прочности, эластичности и подвижности.

Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного и копчикового – с умеренными физиологическими изгибами, имеющими переднее – заднее направление.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника у ребенка выражены умеренно. Голову и туловище он держит прямо, плечи на одном уровне и слегка развернутыми, живот подтянутыми, ноги прямыми.

Нарушение осанки может стать причиной изменения положения внутренних органов, их функций и отразиться на здоровье ребенка.

Для развития хорошей осанки, прежде всего, следует приучать детей правильно стоять, сидеть, ходить, так как огромное значение для дошкольников имеет правильное положение тела за столом или партой.

Все упражнения дети должны выполнять в мягкой обуви и легком свободном костюме, в котором не должно быть тугих резинок и слишком коротких бретелек.

Заниматься нужно в хорошо проветренной комнате или на открытой площадке. Упражнения лучше всего проделывать в первой половине дня, когда дети еще не утомлены, до приема пищи и не ранее чем через 1 – 1, 5 часа после него. Не следует делать сразу слишком много движений. Вполне достаточно выполнить 4- 6 упражнений, повторяя их в среднем от 3 - 4 до 5 – 6 раз и часто меняя исходные положения. Необходимо наблюдать за тем, чтобы дети дышали через нос, не задерживая дыхания и обращать внимание на то, чтобы дети не опускали низко голову, не горбились, выполняли упражнения энергично.

Очень ценным являются упражнения в таких естественных движениях, как ходьба и бег. Правильно организованные ходьба и бег являются хорошим средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезным профилактическим упражнениям является разнообразная ходьба на носках и наружных краях стоп.

Большое значение для образования правильной осанки имеет развитие у детей координации движений, что наилучшим образом осуществляется во время подвижных игр. Игры являются основной деятельностью в жизни ребенка, они очень увлекательны и доставляют много радости детям. В процессе игры развиваются внимание, воображение, память и речь, приобретаются различные навыки поведения в коллективе; воспитываются инициативность, решительность и смелость, настойчивость в достижении цели, расширяется представление об окружающем мире.

Все упражнения, способствующие формированию хорошей осанки у детей, Е. И. Янкелевич условно разбивает на следующие группы:

  • упражнения в исходном положении стоя.
  • упражнения в исходном положении на четвереньках.
  • упражнения в исходном положении лежа.

При подборе упражнений следует учитывать возраст, физическое развитие и индивидуальные особенности ребенка.

Примерные упражнения для развития правильной осанки.

Упражнения для мышц плечевого пояса.

  1. Развернуть руки в стороны, опустить.
  2. Подвинуть палку вверх, посмотреть на нее.
  3. Поднять палку вверх, опустить на лопатки.
  4. Развести руки, не отрывая их от пола, соединить над головой.
  5. Приподнять голову и плечи, вытянуть руки вперед.
  6. Поднять голову и плечи, развести руки в стороны.

Упражнения для мышц ног.

  1. Подняться на носки, опуститься.
  2. Присесть, развести колени, руки вытянуть вперед.
  3. Поднять согнутую в колене ногу, выпрямить ее и опустить. Носок оттягивать.
  4. Поочередно поднимать прямые ноги.
  5. Согнуть ноги в коленях, поднять их вверх и опустить.
  6. Имитировать ногами езду на велосипеде.

Упражнения для мышц туловища.

  1. Положить обруч на пол, выпрямиться, наклониться и поднять обруч.
  2. Повернуться вправо (влево), вытянуть руки, вернуться в исходное положение.
  3. Наклониться вправо (влево), вернуться в исходное положение.
  4. Сесть, вытягивая руки вперед.
  5. Согнуть ноги, притянуть их к груди, коснуться лбом коленей (сжаться в комочек).
  6. Подняться по гимнастической лестнице, правильно чередуя руки и ноги (правая рука, левая нога).

Упражнения для закрепления навыков правильной осанки.

1.Положение тела ребенка стоя. Корпус выпрямлен, голова держится прямо, плечи слегка отведены назад, живот подтянут, руки опущены вдоль туловища, ноги прямые.

2. Ходьба с мешочком на голове приучает держать голову правильно.

3. Положение тела ребенка при ходьбе. Голова приподнята, корпус слегка наклонен вперед, ступни ног параллельны.

4.Положение ребенка при беге. Корпус несколько наклонен вперед, руки свободно двигаются в плечевых суставах, ступни ног ставятся параллельно.

5. Родители должны быть примером для подражания.

г. Архангельск. 2015 г.

Прялухина И.А.

Различают осанку правильную, сутулую, лордотическую( круглая спина), кифотическую, выпрямленную( плоская спина), а также асимметрическую.

Нарушение осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка. При выявлении изменений осанки следует обратить внимание на возможную сопутствующую патологию (нарушение зрения и дыхания, снижение остроты слуха на одно ухо и др.)

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией ( поворотом) тел позвонков. При истинном сколиозе даже в начальной стадии имеется деформация позвоночника, которая сохраняется независимо от положения ребенка и нагрузки.

Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает положение позвоночника, состояние нервной системы.

Позвоночник – это одна из наиболее важных частей скелета. Основные его функции – опорная, защита спинного мозга, амортизация толчков и сотрясений – обеспечиваются благодаря его прочности, эластичности и подвижности.

Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного и копчикового – с умеренными физиологическими изгибами, имеющими переднее – заднее направление.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника у ребенка выражены умеренно. Голову и туловище он держит прямо, плечи на одном уровне и слегка развернутыми, живот подтянутыми, ноги прямыми.

Нарушение осанки может стать причиной изменения положения внутренних органов, их функций и отразиться на здоровье ребенка.

Для развития хорошей осанки, прежде всего, следует приучать детей правильно стоять, сидеть, ходить, так как огромное значение для дошкольников имеет правильное положение тела за столом или партой.

Все упражнения дети должны выполнять в мягкой обуви и легком свободном костюме, в котором не должно быть тугих резинок и слишком коротких бретелек.

Заниматься нужно в хорошо проветренной комнате или на открытой площадке. Упражнения лучше всего проделывать в первой половине дня, когда дети еще не утомлены, до приема пищи и не ранее чем через 1 – 1, 5 часа после него. Не следует делать сразу слишком много движений. Вполне достаточно выполнить 4- 6 упражнений, повторяя их в среднем от 3 - 4 до 5 – 6 раз и часто меняя исходные положения. Необходимо наблюдать за тем, чтобы дети дышали через нос, не задерживая дыхания и обращать внимание на то, чтобы дети не опускали низко голову, не горбились, выполняли упражнения энергично.

Очень ценным являются упражнения в таких естественных движениях, как ходьба и бег. Правильно организованные ходьба и бег являются хорошим средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезным профилактическим упражнениям является разнообразная ходьба на носках и наружных краях стоп.

Большое значение для образования правильной осанки имеет развитие у детей координации движений, что наилучшим образом осуществляется во время подвижных игр. Игры являются основной деятельностью в жизни ребенка, они очень увлекательны и доставляют много радости детям. В процессе игры развиваются внимание, воображение, память и речь, приобретаются различные навыки поведения в коллективе; воспитываются инициативность, решительность и смелость, настойчивость в достижении цели, расширяется представление об окружающем мире.

Все упражнения, способствующие формированию хорошей осанки у детей, Е. И. Янкелевич условно разбивает на следующие группы:

упражнения в исходном положении стоя.

упражнения в исходном положении на четвереньках.

упражнения в исходном положении лежа.

При подборе упражнений следует учитывать возраст, физическое развитие и индивидуальные особенности ребенка.

Примерные упражнения для развития правильной осанки.

Упражнения для мышц плечевого пояса.

Развернуть руки в стороны, опустить.

Подвинуть палку вверх, посмотреть на нее.

Поднять палку вверх, опустить на лопатки.

Развести руки, не отрывая их от пола, соединить над головой.

Приподнять голову и плечи, вытянуть руки вперед.

Поднять голову и плечи, развести руки в стороны.

Упражнения для мышц ног.

Подняться на носки, опуститься.

Присесть, развести колени, руки вытянуть вперед.

Поднять согнутую в колене ногу, выпрямить ее и опустить. Носок оттягивать.

Поочередно поднимать прямые ноги.

Согнуть ноги в коленях, поднять их вверх и опустить.

Имитировать ногами езду на велосипеде.

Упражнения для мышц туловища.

Положить обруч на пол, выпрямиться, наклониться и поднять обруч.

Повернуться вправо (влево), вытянуть руки, вернуться в исходное положение.

Наклониться вправо (влево), вернуться в исходное положение.

Сесть, вытягивая руки вперед.

Согнуть ноги, притянуть их к груди, коснуться лбом коленей (сжаться в комочек).

Подняться по гимнастической лестнице, правильно чередуя руки и ноги (правая рука, левая нога).

Упражнения для закрепления навыков правильной осанки.

1.Положение тела ребенка стоя. Корпус выпрямлен, голова держится прямо, плечи слегка отведены назад, живот подтянут, руки опущены вдоль туловища, ноги прямые.

2. Ходьба с мешочком на голове приучает держать голову правильно.

3. Положение тела ребенка при ходьбе. Голова приподнята, корпус слегка наклонен вперед, ступни ног параллельны.

4.Положение ребенка при беге. Корпус несколько наклонен вперед, руки свободно двигаются в плечевых суставах, ступни ног ставятся параллельно.

5. Родители должны быть примером для подражания.

Бумажную книгу купить в России с доставкой по всей России

  1. Профилактиканарушенияосанки у детей: занятия. | УчМаг


Использование предложенных подходов позволит осуществить индивидуали-зацию образования по физической культуре на основе элементов образовательных траекторий и профессиональной коррекции осанки детей с учетом вида ее нарушения.


85 руб. Использование предложенных подходов позволит осуществить индивидуализацию образования по физической культуре на основе элементов образовательных траекторий и профессиональной коррекции осанки детей с учетом вида ее нарушения.


Гимнастика для профилактики нарушения осанки с использованием кинезиологической гимнастики и дыхательных упражнений с гимнастическими палками 65.

Игры-упражнения для формирования правильной осанки 82. Теоретические основы профилактики и коррекции .


Профилактика и коррекция нарушений осанки 23. Перспективный план в группе ЛФК для детей с нарушением осанки 24.

Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у детей с нарушением речи 63. Коррекционная работа инструктора по физической культуре в.


Профилактика нарушения осанки у детей . Занятия корригирующей гимнастикой в процессе познавательной, игровой, исследовательской, творческой деятельност − мало оценок Коновалова, Нина Геннадьевна. 118 pуб. + от 2 бонусов в подарок.


Образовательное пространство ДОО.

Профилактика плоскостопия у детей . 72 pуб.

Если Вы обнаружили ошибку в описании товара «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников: утренняя и лечебная гимнастика, занятия, игры, упражнения.


Профилактика и устранение нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного

Цели, задачи, направления системы занятий по профилактике нарушений осанки .

Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников.


Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний костно-мышечной системы у детей и подростков. Методология. Организация .

Профилактика , раннее выявление и коррекция патологических состояний костно-мышечной системы подрастающего поколения являются.

. на основе элементов образовательных траекторий и профессиональной коррекции осанки детей с учетом вида ее нарушения .

по физической культуре, воспитателям ДОО, полезно преподавателям физической культуры ОО и родителям для индивидуальной работы с детьми .


Комплексы упражнений и игр по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей .

Главная цель дошкольного физического воспитания, обозначенная в положениях ФГОС ДО, состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в .



200 руб. На вебинаре слушатели совместно с ведущим рассмотрят виды нарушения осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях, освежат в памяти знания о роли отдельных мышц в формировании постурального дисбаланса, а также обсудят варианты интеграции.


211 руб. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе" является необходимой частью основной образовательной программы. В ней представлен нейропсихологический подход к психолого-педагогическому обеспечению.


Электронные книги купить в России, СНГ и по всему миру

  1. Профилактикаикоррекциянарушений и заболеваний.



Монография посвящена проблеме нарушений письма и чтения у детей. Рассматриваются вопросы психологии письма и чтения, представлены теоретические и экспериментальные исследования нарушений письма и чтения у детей.




Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей , Галины Гуровец в форматах fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн! ➤ Оставляйте и



В пособии представлены подходы к выявлению и коррекции наиболее частых поведенческих нарушений детского возраста: синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, тиков, тревожных расстройств, речевых нарушений.


Сервис электронных книг . ЛитРес предлагает скачать книгу . Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ. Учебное пособие, Л. М. Крыжановской в pdf или читать онлайн! ➤ Оставляйте и читайте отзывы о книге на ЛитРес!


Настоящая коллективная монография отражает пятнадцатилетий опыт работы сотрудников Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии имени А. Р. Лурия в области профилактики и коррекции трудностей обучения детей разного возраста.


Н. А. Абрашина. В книге представлены способы ранней диагностики и коррекции неврологических нарушений у новорожденных. Особое внимание уделено выявлению причин формирования неправильных движений у малышей.

В этих официальных книжных интернет-магазинах вы можете купить недорого бумажную и электронную книгу по самой дешевой цене с доставкой по России и в другие страны. Также в этих магазинах можно купить книжные новинки и бестселлеры.

Официальные сайты интернет-магазинов по продаже книг в России и по всему миру:

  • My-shop
  • Буквоед
  • Литрес
  • Book24
  • УчМаг
  • Литгид

Для формирования результатов поиска книг использован сервис Яндекс.XML.

Нашлось 22 млн ответов. Показаны первые 24 результата(ов).


…Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все ровны, как на подбор

В школьном возрасте, когда дети значительную часть време­ни - по 5-6 и более часов - сидят за партой в школе и за столом дома, осанка может изменяться в худшую сторону, если у ре­бенка недостаточно развита мышечная система или парта ему не по росту, или же он неправильно сидит за ней.

Поэтому, родителям следует помнить, что значительно легче преду­предить нарушения осанки в дошкольном возрасте, чем исправ­лять эти нарушения у школьников.

Причины нарушений правильной осанки обычно делятся на две основные группы: врожденные недостатки опорно-двига­тельного аппарата и приобретенные дефекты 1 .

Врожденными недостатками чаще всего являются: расщепление остистых отростков позвонков, клиновидная фор­ма некоторых из них, сращение их тел; увеличение или уменьше­ние количества позвонков; недоразвитие ребер или увеличение числа их, например наличие поясничных ребер, сращение их.

К приобретенным дефектам опорно-двигательного аппарата, отрицательно влияющим на осанку, также относятся деформа­ции, вызванные перенесенными заболеваниями (рахитом, по­лиомиелитом, детским спастическим параличом, гнойным плев­ритом) и различными травмами (повреждениями тела). В этих случаях для восстановления нормальной осанки требуется спе­циальное лечение.

Огромное значение для здоровья детей, формирования и за­крепления у них правильной осанки имеет строгое соблюдение гигиенического режима с включением в него систематических занятий физическими упражнениями, закаливания свежим воз­духом, водой и солнечными лучами, а также приучение детей к правильному стоянию, ходьбе, посадке за столом.

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педа­гогического коллектива образовательных учреждений и родите­лей. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночни­ка у ребенка выражены умеренно. Голову и туловище он держит прямо, плечи на одном уровне и слегка развернутыми, живот под­тянутым, ноги прямыми.

Правильная и неправильная осанка 1

Рис. 1. Правильная осанка


Нарушение осанки может стать причиной изменения поло­жения внутренних органов, их функций и отразится на здоровье ребенка (рис. 2 см. нй с. 9).

Вялая осанка (неустойчивая). Голова опущена, грудь упло­щена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях.

Сутуловатость. Голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен.

Лордоз. Чрезмерный прогиб поясничного отдела позвоноч­ника.

Рис. 2. Неправильная осанка


Вялая осанка Сутуловатость Лордоз Сколиоз

Сколиоз. Боковое искривление позвоночника, асимметрия плечевого пояса

При проявлении признаков нарушения осанки у ребенка надо обращаться к врачу.

Для развития хорошей осанки, прежде всего, следует при­учать детей правильно стоять, ходить и сидеть, так как огромное значение для дошкольника имеет правильное положение тела за столом или партой.

Физические упражнения всесторонне развивают детский ор­ганизм, улучшают работу легких, сердца, пищеварения, укреп­ляют мускулатуру, нервную систему, закаливают организм, по­зволяют активно влиять на формирование правильной осанки.

Большую роль в образовании неправильной осанки играют плохие привычки, часто возникающие с самого раннего детско­го возраста. Например, привычка стоять с опорой на одну ногу; таз при этом принимает косое положение, и позвоночник всегда бывает изогнут в одну сторону; неправильная походка: с опу­щенной головой, свисающими плечами, согнутыми спиной и ногами, покачиваниями туловища в стороны; привычка носить тяжелые книги, портфель, сумку и т. п. все время в одной и той же руке.

Если слабые и больные дети вынуждены, по указанию врача, долгое время проводить лежа в постели, то никогда не разре­шайте им читать в положении на боку. Можно читать только полулежа на спине, положив под верхнюю часть спины и голо­ву две подушки и держа книгу на уровне глаз на расстоянии 30-40 см от них.

Причиной различных ухудшений осанки может служить не­правильная одежда и обувь: сильно стягивающий талию пояс, высокие каблуки, придающие неправильное положение тазу и нижним конечностям.

Все указанные неблагоприятные моменты, отрицательно влияющие на осанку, особенно вредно действуют на людей с плохим здоровьем, перенесших тяжелые заболевания, имеющих слабую мускулатуру, пониженное питание, отличающихся вяло­стью, слабой волей и не соблюдающих гигиенический режим.

Детская одежда и обувь

Одежда должна быть удобной, легкой, красивой и не стес­нять движений ребенка.

Детская обувь должна соответствовать форме стопы и ее размерам, быть широкой в носовой части и обеспечивать устой­чивое положение пятки во время движения.

Неправильная обувь. Отсутствие задника ведет к неус­тойчивому положению стопы. Негнущаяся подошва вызывает уплощение стопы. Ношение теплой обуви в комнате приводит к перегреванию стопы и ослаблению связочного аппарата.

Температура воздуха по°С

слоев одежды в области туловища

Хлопчатобумажное белье, платье из полушерстяной или хлопчато­бумажной ткани, колготы (для старших дошкольников гольфы), на ногах туфли

Хлопчатобумажное белье, платье (рубашки) из тонкой хлопчатобу­мажной ткани с коротким рукавом, гольфы, на ногах легкие туфли или босоножки

Тонкое хлопчатобумажное белье или без него, легкое платье или легкая рубашка без рукавов, носки, на ногах босоножки

Сами упражнения необходимо разнообразить, используя мячи, обру­чи, флажки, палки и другие предметы. После наиболее трудных для детей движений хорошо на несколько минут дать им отдох­нуть, сидя на детских стульчиках. Общая длительность занятий физическими упражнениями (гимнастикой, играми) не должна превышать 20-30 минут.

Очень ценными для дошкольников являются упражнения в таких естественных движениях, как ходьба и бег. Однако их тоже надо стараться проводить в игровой форме, например, хо­дить с носка с движением рук, поднятых в стороны, подражая полету птиц, ходить на наружных краях стоп, как косолапый мишка, и т. д.

Правильно организованные ходьба и бег, помимо общего благотворного влияния на весь организм ребенка, являются хо­рошим средством, предупреждающим образование плоскосто­пия. Особенно полезным профилактическим упражнением явля­ется разнообразная ходьба на носках и наружных краях стоп. Кроме того, для этой цели детям, имеющим уплощенный свод стопы, очень хорошо давать ряд заданий по захватыванию мел­ких предметов пальцами ног, например перекладывание с одно­го места на другое маленьких шариков, гладких палочек.

Плоскостопие неблагоприятным образом влияет на форми­рование осанки, поэтому родители и воспитатели всегда должны обращать внимание на укрепление свода стоп.

Большое значение для образования правильной осанки имеет развитие у детей координации (согласованности) движений, что наилучшим образом осуществляется во время подвижных игр.

В физическом воспитании дошкольников игры занимают ве­дущее место. Поэтому все упражнения, способствующие обра­зованию правильной осанки, безусловно, должны проводиться в форме игры.

Игры являются основной деятельностью в жизни ребенка, они очень увлекательны и доставляют много радости детям. В процессе игры развиваются внимание, воображение, память и речь, приобретаются различные навыки поведения в коллек­тиве; воспитываются инициативность, решительность и сме­лость, настойчивость в достижении цели, расширяется пред­ставление об окружающем мире.

Подвижные игры - ценнейшее средство укрепления орга­низма ребенка, развития координации движений, ловкости. Они воздействуют на опорно-двигательный аппарат, создают благо­приятные условия для воспитания правильной осанки. Нарушение осанки ухудшает работу органов дыхания, кро­вообращения, пищеварения, отрицательно влияет на деятель­ность нервной системы, двигательного аппарата.

Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Поэтому важно стро­гое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в по­мещении, нормальная освещенность, подбор стола по росту ка­ждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).

Только общими усилиями образовательного учреждения и семьи при активном участии и контроле медицинского персо­нала можно добиться формирования правильной осанки у детей.

Детская обувь должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям стопы ребенка, быть мягкой и легкой, прочной, на гибкой подошве. Необходимо, чтобы она была дос­таточно свободной, не ограничивала движения пальцев и имела небольшой каблук, так как он предупреждает развитие плоско­стопия и предохраняет пятку от ударов. Высота каблука не должна быть больше 1/14 длины стопы.

Детям не следует покупать обувь с открытой пяткой. Задник должен быть устойчивым и препятствовать скольжению стопы кзади и кнаружи, что предупреждает развитие плоскостопия. Детям дошкольного и школьного возраста рекомендуется, поль­зоваться обувью, охватывающей щиколотку, так как ношение более низкой обуви вызывает утомление и приводит к деформа­ции пальцев.

По степени закрытия стопы различают следующие виды обуви: сапожки, ботинки, полуботинки, туфли, сандалии. При выборе обуви необходимо учитывать не только размер ноги, но и полноту. Для детей выпускается обувь двух полнот. Лучшим материалом для подошвы детской обуви является кожа. Она об­ладает достаточной прочностью, пластичностью, паро- и возду­хопроницаемостью. У детей в возрасте до 8 лет стопа ежегодно удлиняется в среднем на 11 мм, в связи с чем обувь рекоменду­ется обновлять каждые 6 месяцев.

Необходимо следить за тем, чтобы детская обувь всегда бы­ла сухой и чистой.

Утренняя гимнастика для профилактики нарушений осанки и деформации позвоночника

Ходьба друг за другом в колонне по одному гимнастическим шагом. Бег в колонне по одному змейкой. Ходьба, построение в звенья.

  1. 3. И. п. - о. с. 1 - поднять руки вперед-вверх, выпрямляя спину и поднимаясь на носки; 2 - опустить руки в стороны и вниз (пять-шесть раз).

  1. 4. И. п. - ноги врозь. 1 - сгибая руки к плечам, повернуть туловище вправо; 2 - И. п. (десять раз).

  1. 5. И. п. - руки на поясе. 1 - отвести вытянутую правую ногу •сторону; 2 - И. п.; 3 - отвести вытянутую левую ногу в сторону; 4 - И. п. (десять раз).

  1. 6. И. п. - ноги врозь. 1 - наклонить туловище вперед, проги­бая спину и отводя вытянутые руки в стороны; 2 - И. п.При нак- лоне держать голову прямо (шесть раз).

  1. 7. И. п. - лежа на спине, ноги вместе, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вверх. 1 - согнуть правую ногу, притягивая бедро к животу; 2 - И. п.; 3-4 - то же другой ногой (восемь раз).

  1. 8. И. п. - лежа на животе, руки под подбородком. 1 - вытя­нуть левую руку вперед, а правую назад, вдоль туловища, опус­тить голову и поднять корпус; 2-Й. п.; 3-4 - проделать то же, меняя положение рук (восемь раз).

  1. 9. И. п. - руки на поясе. Прыжки на двух ногах, в чередова­нии с ходьбой (два раза по 10 прыжков).

Упражнения при нарушениях осанки с использованием гимнастических мячей

  1. 1. И. п. - сидя на мяче, ноги врозь, руки опущены, придер­живать мяч ладонями. Легкие покачивания на мяче вверх-вниз, не отрывая ног от пола.

Воспитатель стоит сзади и страхует. Ребенок садится на мяч, ноги - на всей стопе, выпрямленные руки опущены. Затем кла­дет ладонь на мяч, пальцы выпрямляет, лопатки развернуты, го­лова поднята, живот подтянут. Слегка пружиня ногами и от­толкнувшись ягодицами, немного подпрыгнуть и вернуться в исходное положение.

  1. 2. И. п. - сидя на мяче. Движения тазом вперед-назад, впра- во-влево не подпрыгивая, руки опустить, слегка придерживать мяч ладонями. Темп медленный.

В начальной стадии обучения движение разделить на основ­ные части: 1 - вперед, 2 - назад, 3 - вправо, 4 - влево. Работает только таз, плечи и корпус должны быть неподвижны, голова поднята. Пружинить ногами.

  1. 3. И. п. - сидя на мяче, руки к плечам, затем в стороны, слег­ка подпрыгивая на мяче. Упражнение выполняется медленно и плавно.

Игры-упражнения для формирования правильной осанки

И. п. - лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги плот­но прижаты друг к другу. Ребенку предлагается представить се­бя малышом грудничкового возраста, изобразить его настроение и движения.

И. п. - лежа на спине, руки и ноги в свободном положении. Представим, как с ветки на землю упал жучок, но упал неудач­но. Оказался на спинке и пытается перевернуться на животик, чтобы уползти.

Изображение барахтанья лапками в разные стороны. Раска­чивание на спинке с боку на бок (боковая качалочка). Попытка рывком перевернуться на бок, а затем встать на локти и колени. Во время барахтанья не помогать головой и плечами, раскачи­ваться туловищем.

Игры и упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия

  1. 1. И. п. - лежа на спине, ноги врозь. Скользить стопой правой ноги врозь. Скользить стопой правой ноги по левой. Подошвен­ной поверхностью стопы обхватить голень, пальцы согнуты.

  1. 2. И. п. - лежа на животе, руки в пол, ноги вместе. Носки от­тянуты и повернуты внутрь. Перейти в упор лежа, с опорой на передний отдел стопы и кисти рук.

8 . И. п. - сидя на полу. Стопами захватить маленький мячик и им в воздухе нарисовать воображаемый рисунок (кружок, тре­угольник, прямоугольник).

Виды ходьбы:

1. Ходьба на носочках (1-2 минуты).

  1. 2. Ходьба на пятках (1-2 минуты).
  2. 3. Ходьба на наружных краях стоп (2-5 минуты).
  3. 4. Ходьба на внутренних краях стоп (2-5 минуты),
  4. 5. Ходьба по наклонной плоскости (5-10 раз).
  5. 6. Ходьба по палке (5-15 раз).
  6. 7. Ходьба по ребристой доске (2-5 минут).
  7. 8. Захватывание стопами предметов (кубиков, палочек, пла­точков, шнурков - 5-10 раз).
  8. 9. Сгибание и разгибание стоп (сидя на стуле, поочередно сгибать и разгибать стопы, не отрывая пяток от пола, 10-20 раз).
  9. 10. Пружинистые перекаты с пятки на носок и, наоборот, из положения - сидя на корточках.
  10. 11. Лазание по гимнастической стенке (середина стопы ста­вится на рейки).

1. Ходьба на носках.

Ходить на носках, не сгибая ног, положив руки на пояс; держать туловище прямо.

2. Ходьба на наружных краях стоп.

  1. 3. Ходьба по наклонной плоскости.

Доска шириной 10-20 см приподнята одним концом на вы­соту 25-30 см. На носках в медленном темпе пройти по доске вверх и вниз 5-10 раз.

  1. 4. Ходьба по палке.

Ходить по положенной на пол гимнастической палке, отводя ступни наружу, подняв руки в стороны, в медленном темпе (5-10 раз).

  1. 5. Катание мяча ногой.

Катать ступней положенный на пол небольшой упругий мяч (2-5 минут поочередно каждой ногой).

  1. 6. Катание обруча.

Удерживая обруч пальцами ног, катать его по полу пооче­редно каждой ступней в течение 2-4 минут.

  1. 7. Приседание на палке.

Держась руками за спинку стула, встать на палку, лежащую на полу возле стула; сделать приседание, опираясь то на одну, то на другую ногу (5-10 раз в медленном темпе).

  1. 8. Сгибание и разгибание ног.

И. п. - сидя на стуле, вытянув ноги. Поочередно сгибать и разгибать стопы, не отрывая пяток от пола (10-20 раз в среднем темпе).

  1. 9. Захват предметов.

И. п. - сидя на стуле. Захватывать ногами, поднимать и пе­рекладывать по полу кубики, палочки, веревочки (1-3 минуты).

10. Балансировка на мяче.

Встать на слабо надутый мяч. Меняя положение рук, слегка перебирая ступнями, пытаться удержаться на мяче.

(данная игра проводит­ся под текстовое сопровождение взрослого):

Собрались ребята на нашем дворе и стали придумывать: что, как и где надо исправить, перевернуть, чтоб веселее было чуть-чуть.

- Что б мы, ребята, делали с вами, если бы ноги стали руками? - Вдруг неожиданно Мишка сказал, ну а Сережка его поддержал:

Я на руках по песочку шагать,

Яша - ногами игрушку катать,

Ваня ногою рисует портрет,

Леня же пишет отличный сонет,

Юра ногою до Солнца достал, ласково, нежно его приласкал.

Словно с мячом поиграл он немножко и отпустил, - пусть бежит по дорожке. Ну а теперь, словно сказочный веер, тучки по небу ногами развеял.

Как это здорово - думайте сами, и предложите рукам стать ногами!

Октябрь, 2014 год.

Использованная литература

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.