Анатомо-физиологические особенности нарушения осанки

Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности

Осанка - привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституционными, наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника [26, c. 8].

Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможны только при сохранении правильной осанки. Определяется вертикальное положение головы - подбородок слега приподнят, линия, соединяющая нижний край орбиты глаза и козилок уха, горизонтальна; шейно-плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем, одинаковы; плечи расположены на одном уровне, слегка опущены и разведены; грудная клетка симметрична и немного выступает, живот подтянут, лопатки прижаты к туловищу, расположены на одной горизонтальной линии [10, c. 35].

При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, также умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночного столба (рис. 1).

В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так, для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный переход линии грудной клетки в линию живота, который выступает на 1-2 см, а также слабо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школьников характерны умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед, угол наклона таза у девочек больше, чем у мальчиков: у мальчиков - 28є, у девочек - 31є. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10-12 годам [16, c. 87].

Осанка зависит от формы гибкости позвоночника, от состояния нервно - мышечного и связочного аппарата. Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функцию спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.

Дефекты осанки заключаются в изменении положения туловища, плечевого пояса и таза, головы, вызывающем увеличение или уменьшение физиологических изгибов позвоночника.

Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в саггитальной, горизонтальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков. Обращаю внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой. Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в саггитальной плоскости, анфас представляет прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как переднезаднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз) [11, c. 39].

Существуют следующие виды нарушения осанки в саггитальной плоскости:

1. Нарушения осанки связанные с увеличением физиологических кривизн позвоночного столба:

а) Сутуловатость характеризуется увеличение грудного кифоза при одновременном или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены.

в) Кругло-вогнутая спина (кифолордическая осанка), характеризуется увеличением всех изгибов позвоночного столба. Угол наклона таза больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суставах - нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и истощены [18, c. 23].

2. Нарушения осанки связанные с уменьшением физиологических кривизн позвоночного столба:

б) Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдаются при комбинированном изменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают сзади; живот отвисает [28, c. 51].

Фронтальная плоскость - делит тело на переднюю и заднюю стороны (наклоны туловища вбок). Во фронтальной плоскости различают два вида нарушений осанки.

1. Асимметричная, или сколиотическая, осанка характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечается неравенство треугольников талии, асимметрии мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличии от сколиоза, не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются [27, с. 19].

2. Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, часто сменой положения тела в пространстве.

Сколиоз - это заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, сочетающееся с торсией позвонков [16, c. 189].

Наличие торсии является главным отличительным признаком сколиоза - по сравнению с нарушениями осанки во фронтальной плоскости.

Торсия (torsio) - скручивание позвонков вокруг вертикальной оси, сопровождающееся деформацией их отдельных частей и смещением позвонков относительно друг друга в течение всего периода роста позвоночника [10, c. 93].

В верхней половине дуги искривления остистые отростки изгибаются в выпуклую сторону, в нижней - в вогнутую. На вогнутой стороне сколиоза мышцы и связки укорочены, на выпуклой - стянуты. Растянутые мышцы на выпуклой стороне развиты значительно слабее, чем укороченные мышцы на вогнутой стороне позвоночной дуги. Ребра повернуты; грудина смещена и наклонена в сторону вогнутости. Грудная клетка более всего деформируется сколиозом в области грудных позвонков, смещение ребер вызывает изменение ее формы. На выпуклой стороне ребра направлены косо - вниз - вперед, промежуток между ребрами расширен (рис. 2).

На вогнутой стороне ребра менее наклонены спереди и располагаются близко друг к другу. Лопатки находятся на разной высоте; в случае сколиоза в грудной части позвоночника лопатки также имеют торсию. Таз наклонен с торсией вокруг крестца [20, c. 62].

Эти структурные изменения проводят к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательных систем, желудочно-кишечного тракта, других систем организма. Поэтому правильно говорить не просто о сколиозе, а о сколиотической болезни.

По форме искривления и степени сложности сколиозы делятся на две группы: простые и сложные.

Сложные сколиозы характеризуются двумя и более отклонениями позвоночника в разных направлениях. Это так называемые S-образные сколиозы.

По направлению дуги искривления сколиозы делятся на правосторонние и левосторонние.

Сложные сколиозы образуются из простых: основная, первичная дуга искривления компенсируется вторичной дугой искривления. Тип сколиоза определяется локализацией первичной дуги искривления [5, c. 117].

Этиологически различают сколиозы врожденные (они встречаются у 23%) и приобретенные.

К приобретенным сколиозам относится:

1. Ревматические, возникающие внезапно и обуславливающие мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита;

2. Рахитические - рано проявляется различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, - благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза;

3. Паралитические - возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях;

Дефекты осанки ухудшают функцию внутренних органов. Уменьшение амплитуды движений грудной клетки диафрагмы нарушает функцию органов дыхания, ухудшаются условия для работы сердечнососудистой системы. Уменьшение колебаний внутрибрюшного давления оказывает неблагоприятное влияние на желудочно-кишечный тракт [16, c. 146].

Различают три степени нарушения осанки

1. Первая степень характеризуется изменением тонуса мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Нарушение легко исправляется при систематических занятиях корректирующей гимнастикой [23, c. 15].

2. Вторая степень характеризуется изменения в связочном аппарате позвоночника. Изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корректирующей гимнастикой под руководством медицинских работников [23, c. 15].

3. Третья степень характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника. Изменения не исправляются корректирующей гимнастикой, а требует специального ортопедического лечения [23, c. 16].

Анатомо-физиологические особенности при нарушениях осанки

Осанка ребенка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит устойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы является основой неустойчивости осанки. Неумеренность развития уменьшается по мере снижения темпов роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста человека.

При правильной осанке все части тела расположены симметрично, относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости, изгибов позвоночника или косого расположения таза - во фронтальной плоскости, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, на линии, соединяющей передние края лодыжек [24, c. 45].

Пропорции тела с возрастом меняются: размеры головы уменьшаются, конечностей - увеличиваются. Поэтому устойчивое вертикальное положение тела в различные возрастные периоды достигается за счет разного взаимоположения частей тела и разных усилий мышц, поддерживающих туловище. Правильная осанка у дошкольника, школьника, а так же у юноши и девушки в период полового созревания различается [3, c. 55].

При нормальной осанке, у школьника плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают). Физиологические изгибы выражены умеренно. Выпячивание живота уменьшается, передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки. Правая и левая половины туловища симметричны. Остистые отростки расположены по средней линии, ноги выпрямлены, надплечья опущены и находятся на одном уровне. Грудная клетка симметрична, молочные железы у девушек и соски у юношей симметричны, находятся на одном уровне. Треугольники талии (просветы между руками и туловищем) хорошо заметны и симметричны. Живот плоский, втянут, по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы хорошо выражены, у девушек подчеркнут поясничный лордоз, у юношей - грудной кифоз [6, c. 26].

Неправильная осанка отрицательно влияет на работу внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, падает аппетит, ребенок становиться вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Содержание

Глава 1. Теоретическое обоснование научно–практического исследования. 6

1.1. Анатомо-физиологические понятия правильной осанки…………. …. 6

1.2. Анатомо-функциональная характеристика нарушений осанки, ее влияние на особенности формирования опорно-двигательного аппарата…………………………. ……………………………………. 8

1.3. Классификация нарушения осанки………………………………. …. .9

1.4. Факторы влияющие на формирование осанки…………………….…. 10

1.5. Фазы развития детского организма……………………………………. 11

1.6. Влияние нарушенной осанки на здоровье человека………..…….…… 13

Глава 2. Материалы и методы исследования………………. ……….……. 16

2.2. Тест Matthiassh на распознание степени нарушения осанки…………..16

2.3. Метод определение активной подвижности позвоночника по Lohr (Молье 1937), определение амплитуды движений позвоночника в сагиттальной плоскости…………………………………………….………..….18

2.4. Измерение движений позвоночника по нейтральному 0-проходящему методу…………………………………………………………………………….21

2.5. Тест на выявление уровня гибкости позвоночного столба………….…..22

2.6. Метод математической статистики……………..………………………. 22

Глава 3. Результаты исследования. Оценка воздействия упражнений адаптивной гимнастики на осанку юных самбистов 12-14 лет, в условия образовательного, тренировочного процесса…. 24

3.1. Результаты распознание степени нарушения осанки по методу Matthiassh…………………………………………………………………. …….24

3.2. Результаты определения активной подвижности позвоночника по Lohr (Молье 1937), определение амплитуды движений позвоночника в сагиттальной подвижности……………………………………………………. 29

3.1. Результаты измерение движений позвоночника по нейтральному 0-проходящему методу……………………………………………………..29

Введение

В условиях интенсификации учебного процесса, на фоне неблагоприятных социально-гигиенических условий и сложной экологической обстановки, детский организм остро нуждается в двигательной активности, которой он обделен в силу вышеуказанных факторов. [24]

Наиболее выраженный рост заболеваемости опорно-двигательного аппарата (ОДА) отмечается у детей и подростков, особенно школьного возраста.

Динамика показателей болезни костно-мышечной системы детей до 14 лет в Пермском крае (в показателях на 1000 детей). 2012 г. - 86,1%; 2013 г. - 86,9%; 2014 г. - 94,6%; ТП 2014/ 2013, - 8,9%.

Серьезность проблемы нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков обусловлена тем, что без своевременной коррекции статические деформации (нарушения осанки, сколиозы, нарушения формы стоп) становятся предрасполагающим фактором для развития структурных изменений в позвоночнике у детей и подростков, особенно в годы учебы в школе.

Среди заболеваний опорно-двигательного аппарата одно из первых

мест, как по частоте, так и по сложности патологических изменений занимают различные виды нарушения осанки. В свою очередь, вопрос исправления осанки представляет одну из наиболее актуальных проблем детского здоровья, так как осанка рассматривается не только как один из факторов, характеризующих определенное положение тела человека в пространстве, но и как наиболее существенный показатель формирования состояния здоровья человека с первых годов его жизни и в течении последующих лет.

Целью исследованияявляется коррекция осанки у подростков самбистов.

Задачи исследования:

1) Провести анализ литературных данных о медико-биологических аспектах нарушения осанки.

2) Изучить особенности методики занятий физическими упражнениями при нарушении осанки у детей подросткового возраста, изучить особенности физической подготовки единоборцев самбистов.

3) Разработать и применить комплекс упражнений при нарушении осанки, с целью включения в программу занятий самбо для подростков среднего школьного возраста.

4) Оценить эффективность предложенного комплекса.

Объект исследования– нарушение осанки у подростков среднего школьного возраста.

Предмет исследования– влияние комплекса упражнений лечебной физической культуры при нарушении осанки на функциональное состояние детей среднего школьного возраста.

Гипотеза- применение упражнений адаптивной гимнастики на занятиях самбо способствует более эффективному коррегирющему воздействию на осанку юных самбистов.

Научная новизна -заключается в том, что впервые на занятиях самбо применены средства АФК для коррекции осанки.

Теоретическая значимость.Представлена возможность коррекционного влияния на функциональное состояние детей при условии включения комплекса упражнений АФК на занятиях самбо.

Практическая значимость. разработанный комплекс упражнений ЛФК при нарушении осанки может быть включен в программу самбо как адаптированная программа самбо.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Анатомо-физиологическое понимание правильной осанки.

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению ключевых нарушений осанки, давайте совсем немного поговорим о строении позвоночника, его естественных изгибах и выясним, от чего зависит наша осанка.


Рисунок 1. Нормальное анатомическое состояние позвоночного столба.

Осанка - привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе. Она начинает формироваться с раннего детства и зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса .

Осанка - это умение без особого напряжения сохранять правильную позу в различных положениях: сидя, при ходьбе, во время игр. При правильной осанке голова и туловище во время ходьбы находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и оба находятся на одном уровне, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Правильная осанка ценна потому, что при ней для всех внутренних органов создаются наиболее благополучные условия функционирования, а движения человека наиболее естественны, экономичны и результативны .

Неправильная осанка плохо сказывается на работе внутренних органов: затрудняется работа сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, падает аппетит, ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр .

Первая степень - изменен лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Нарушение легко исправляется при систематических занятиях корректирующей гимнастикой.

Вторая степень - изменения в связочном аппарате позвоночника. Изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корректирующей гимнастикой под руководством медицинских работников.

Третья степень - характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника. Изменения не исправляются корректирующей гимнастикой, а требуют специального ортопедического лечения. Чтобы не допустить дефектов в осанке, необходимо с раннего возраста осуществлять профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию опорно-дивгательного аппарата ребенка .

Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой. Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в переднезаднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз).

Плоская спина характеризуется слаженностью всех физиологических изгибов позвоночника. Круглая спина (сутуловатость) представляет собой форму грудного кифоза. При кругловыгнутой (седловидной) спине одновременно увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз. При плосковыгнутой - увеличен только поясничный лордоз.

Нормальная осанка характеризуется пятью признаками:

  • · расположением остистых отростков позвонков по линии отвеса, опущенного от бугра затылочной кости и проходящего вдоль межягодичной складки;
  • · расположением надплечий на одном уровне;
  • · расположением обеих лопаток на одном уровне;
  • · равными треугольниками (справа и слева), образуемыми туловищем и свободно опущенными руками;
  • · правильными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости (глубиной до 5 сантиметров поясничном отделе и до 2-х сантиметров в шейном).

Нередко занятия несоответствующим видом спорта, ранняя специализация ведут к расстройству функции позвоночника и мышечному дисбалансу, что отрицательно сказывается на функции внутренних органов и работоспособности школьника в целом.

К сожалению, дефекты осанки наблюдаются у многих школьников. Это происходит вследствие неправильного положения тела дома во время приготовления уроков, чтения, еды, отдыха, а также в классе. Многие ученики сидят за партой неправильно - или опираясь о спинку стула только верхней частью спины, или слишком наклоняясь вперед, или изгибая туловище в сторону, чаще влево. Во время ответа некоторые учащиеся не стоят ровно, а пытаются опереться о парту или классную доску.

Порою, плохая осанка оказывается результатом сознательных усилий подростка или юноши. Дело в том, что некоторым из них кажется, что широко расставленные ноги, общее напряженное положение тела есть признак силы и мужества. Часто они вырабатывают такую манеру держаться после того, как начали посещать какую-либо спортивную секцию, особенно секцию борьбы. Они не понимают, что наилучшая манера держаться та, которая сочетает в себе полную свободу и непринужденность с подтянутостью и гибкостью: даже при расслабленном состоянии мышц человек должен выглядеть собранным. Движения должны быть не размашистыми, а экономными. Другим недостатком осанки является нарочитая небрежность, общая расслабленность и как бы вялость. Это тоже результат следования не лучшим образцам. Только здесь, видимо, предполагается не сила и мужество, а умудренность жизненным опытом, некая небрежность в восприятии окружающего, свойственная немолодым и уже несколько утомленным жизнью людям. И в том и в другом случае подросток, юноша выглядят комично.

Анатомо-физиологические особенности формирования правильной осанки и причины ее нарушения у дошкольников. Обоснование формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста средствами физической культуры. Идеомоторные и гимнастические упражнения.

Рубрика Спорт и туризм
Предмет Адаптивная физическая культура
Вид курсовая работа
Язык русский
Прислал(а) Айваз
Дата добавления 08.06.2016
Размер файла 1,5 M
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Формирование правильной осанки детей в процессе специальной тренировки опорно-двигательного аппарата. Основные требования к правильной осанке, упражнения по формированию правильной осанки, правила выполнения и способы контроля правильной осанки.

курсовая работа [125,0 K], добавлен 09.06.2013

Распространение деформаций опорно-двигательного аппарата среди младших школьников. Самоконтроль соблюдения двигательного режима, гимнастические упражнения, направленные на исправление осанки и формирование мышечного корсета туловища в условиях урока.

презентация [711,3 K], добавлен 30.01.2015

Понятие и типы осанки. Факторы, влияющие на ее формирование. Определение степени искривления позвоночника. Профилактика и лечение ее нарушений. Разработка рекомендаций по оздоровлению детей и формированию правильной осанки в условиях школьного обучения.

курсовая работа [46,0 K], добавлен 14.05.2015

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста. Требования к нагрузкам. Режимы дня для детей дошкольного возраста. Питание детей дошкольного возраста. Закаливание детей дошкольного возраста. Гигиена одежды и обуви детей.

контрольная работа [30,5 K], добавлен 01.03.2007

Изучение формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия в процессе обучения детей коррегирующим упражнениям. Обзор классификации общеразвивающих упражнений. Проведение занятий лечебной физической культуры в условиях дошкольных учреждений.

курсовая работа [53,1 K], добавлен 28.07.2015

Осанка как привычная поза в покое и при движении, ее виды. Понятие правильной осанки и причины ее нарушения. Дефекты осанки и заболевания позвоночника. Классификация патологий нарушения осанки. Признаки нормальной осанки, упражнения для ее контроля.

реферат [260,5 K], добавлен 20.12.2011

Общая характеристика особенностей развития двигательных качеств дошкольников. Особенности строения ОДА дошкольников. Методика развития двигательных способностей у дошкольников при плоскостопии. Физическое воспитание детей и подростков с дефектами осанки.

курсовая работа [47,0 K], добавлен 22.10.2012

Характеристики и причины возникновения нарушений осанки. Особенности физического развития и физической подготовленности детей с нарушениями осанки. Принципы и основные современные методики коррекции сколиоза. Педагогический эксперимент, его результаты.

дипломная работа [1,3 M], добавлен 28.06.2012

Проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста прыжкам через скакалку. Особенности развития опорно-двигательного аппарата, центральной нервной, сердечнососудистой и дыхательной системы у старших дошкольников. Анализ техники прыжков через скакалку.

дипломная работа [178,0 K], добавлен 14.12.2010

Осанка как физиологическое положение позвоночника. Осанка и здоровье школьника. Отклонения в структуре осанки. Факторы, влияющие на формирование осанки. Организация двигательного режима для детей с нарушением осанки на уроке физической культуры.

курсовая работа [262,2 K], добавлен 31.05.2013

Цель курсовой работы - изучить особенности правильной и нарушенной осанки школьников младшего, среднего и старшего возраста, и ознакомиться с методикой воспитания правильной осанки.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть физиологические особенности осанки школьников.
2. Изучить особенности опорно – двигательного аппарата школьников младшего, среднего и старшего возраста.
3. Изучить методику воспитания осанки школьников младшего, среднего и старшего возраста.
4. Исследовать осанку детей младшего, среднего и старшего возраста.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСАНКИ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЗДОРОВОГО ШКОЛЬНИКА.………. 5
Понятие осанки, ее типы………………………………………….5
Анатомо – физиологические особенности правильной осанки…8
Причины нарушения осанки……………………………………. 10
Необходимость правильной осанки………………………………..11
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….14
2.1. Особенности опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста. 14
2.2. Особенности опорно-двигательного аппарата детей среднего школьного возраста……………………………………………………….15
2.3. Особенности опорно-двигательного аппарата детей старшего школьного возраста. 6
Глава III. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ОСАНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….18
3.1. Общие положения об условиях, обеспечивающих успешное воспитание осанки………………………………………………………….18
3.2. Последовательность в работе при воспитании осанки……………..21
3.3. Основные средства для воспитания осанки………………………..24
3.4. Дополнительные мероприятия в режиме дня………………………29
Глава IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСАНКИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА………………………………..29
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………31

самая старая.doc

Глава I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСАНКИ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЗДОРОВОГО ШКОЛЬНИКА.………. . 5

    1. Понятие осанки, ее типы………………………………………….5
    2. Анатомо – физиологические особенности правильной осанки…8
    3. Причины нарушения осанки……………………………………. 10
    4. Необходимость правильной осанки………………………………..11

Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….14

2.1. Особенности опорно-двигательно го аппарата детей младшего школьного возраста. . . 14

2.2. Особенности опорно- двигательного аппарата детей среднего школьного возраста………………………………………………………. 15

2.3. Особенности опорно- двигательного аппарата детей старшего школьного возраста. . . 6

Глава III. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ОСАНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….18

3.1. Общие положения об условиях, обеспечивающих успешное воспитание осанки…………………………………………………………. 18

3.2. Последовательность в работе при воспитании осанки……………..21

3.3. Основные средства для воспитания осанки……………………… ..24

3.4. Дополнительные мероприятия в режиме дня………………………29

Глава IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСАНКИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА………………………………..29

Под правильной осанкой понимают наилучшее положение частей тела человека (голова, туловище, ноги) для сохранения равновесия и хорошей функциональной деятельности всех органов и систем в различных положениях и движениях, когда он стоит, сидит, ходит.

Значение состояния осанки для формирования общего здоровья доказывается большой распространенностью заболеваний сердечно - сосудистой и дыхательной систем среди школьников с нарушением осанки.

От умения правильно держать свое тело зависит не только внешний вид людей, но и их здоровье. Нарушение осанки неблагоприятно сказывается на физическом развитии организма, особенно на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной систем. При нормальной осанке создаются благоприятные условия для работы внутренних органов.

Осанка имеет большое эстетическое значение. Миллионы зрителей с восхищением наблюдают за участниками соревнований по художественной и спортивной гимнастике, акробатике, фигурному катанию, любуются стройными, гармонически развитыми спортсменами с хорошей осанкой.

Осанка - это привычная, непроизвольная поза человека в состоянии покоя и во время движения. Ее основой является позвоночник. Характер осанки зависит от изгибов позвоночника и грудной клетки, взаимного расположения головы, плечевого пояса, рук, туловища, таза и ног.

Она формируется в процессе роста и развития человека и изменяется в зависимости от условий быта, учебы, труда, занятий физическими упражнениями. Поэтому очень важно со дня рождения ребенка заботиться о формировании правильной осанки, о его физическом развитии.

Неотъемлемой составной частью физической культуры является воспитание и формирование правильной осанки человека.

Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды.

Актуальность данной темы несомненна, ведь здоровье детей во многом зависит от постановки физической культуры в семье и в детских учреждениях. Необходимо добиваться, чтобы дети испытывали потребность в физических упражнениях так же, как в ежедневном потреблении пищи.

Общеизвестно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, способствуя рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма. В связи с этим формирование правильной осанки относится к числу основных задач, решаемых в физическом воспитании детей, особенно в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночного столба и других структурных основ осанки.

Цель курсовой работы - изучить особенности правильной и нарушенной осанки школьников младшего, среднего и старшего возраста, и ознакомиться с методикой воспитания правильной осанки.

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть физиологические особенности осанки школьников.

2. Изучить особенности опорно – двигательного аппарата школьников младшего, среднего и старшего возраста.

3. Изучить методику воспитания осанки школьников младшего, среднего и старшего возраста.

4. Исследовать осанку детей младшего, среднего и старшего возраста.

Глава I. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСАНКИ И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЗДОРОВОГО ШКОЛЬНИКА

1.1. Понятие осанки и ее типы

Осанка – привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституционными, наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника.

Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможны только при сохранении правильной осанки. Определяется вертикальное положение головы – подбородок слега приподнят, линия, соединяющая нижний край орбиты глаза и козелок уха, горизонтальна; шейно-плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем, одинаковы; плечи расположены на одном уровне, слегка опущены и разведены; грудная клетка симметрична и немного выступает, живот подтянут, лопатки прижаты к туловищу, расположены на одной горизонтальной линии [9, c. 35].

При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, также умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночного столба.

В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так, для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный переход линии грудной клетки в линию живота, который выступает на 1–2 см, а также слабо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школьников характерны умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед, угол наклона таза у девочек больше, чем у мальчиков: у мальчиков – 28є, у девочек – 31є. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10–12 годам [13, c. 87].

Осанка зависит от формы гибкости позвоночника, от состояния нервно – мышечного и связочного аппарата. Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функцию спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.

Осанка зависит от формы гибкости позвоночника, от состояния нервно – мышечного и связочного аппарата. Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функцию спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.

Дефекты осанки заключаются в изменении положения туловища, плечевого пояса и таза, головы, вызывающем увеличение или уменьшение физиологических изгибов позвоночника.

Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в саггитальной, горизонтальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков. Обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, изгибы в саггитальной плоскости, анфас представляет прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как переднезаднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз) [11, c. 39].

Осанка бывает нескольких типов:

а) Нормальная (подтянутая) - все изгибы позвоночника умеренно выражены и направлены в естественном направлении. Голова держится прямо: плечи развернуты и слегка оттянуты назад. Грудь выпуклая, живот подобран.

б) Плоская спина (лордоз) - тип осанки, для которого характерно сглаживание всех физиологических изгибов, особенно грудного кифоза. Грудная клетка смещена кпереди, наклон таза уменьшен, нижняя часть живота выступает вперед, мышцы туловища гипотоничны [21, с. 200].

в) Круглая спина (кифоз) - тип осанки, для которого характерно увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Голова наклонена вперед. Плечи опущены и приведены, лопатки отстают, ноги согнуты в коленях. Отмечается западание грудной клетки и уплощение ягодиц, мышцы туловища ослаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время [21, с. 199].

г) Кругло-вогнутая спина - тип осанки, характеризующийся увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза больше нормы, голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед, живот выступает вперед и свисает. Колени максимально разогнуты, может наблюдаться переразгибание коленных суставов. Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и истончены [21, с. 199].

д) Плоско-вогнутая спина - тип осанки, характеризующийся уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом отмечается отставание ягодиц кзади и отвисание живота книзу [21, с. 200].

Перечисленные типы осанок главным образом зависят от кривизны позвоночника в саггитальном (передне-заднем) направлении. То есть, они заметны, если смотреть сбоку. При виде спереди, линия плеч кажется ровной.
Но имеются два типа нарушения осанки, связанные с искривлениями в фронтальном (боковом) направлении:

е) Косая спина (ассиметричная осанка) - этот тип осанки характеризуется отклонением головы вправо или влево, плечи установлены на разной высоте, лопатки на разных уровнях, отмечается неравенство треугольников талии, ассиметрия мышечного тонуса, общая и силовая выносливость мышц снижена [21, с. 200].

ж) Кривошея - тип осанки, при которой все отделы позвоночника кроме шейного имеют нормальный вид и нормальную изогнутость в передне-заднем и боковом положениях, но шейный отдел искривлен в сторону. Такой тип нарушения встречается довольно редко, но является одним из самых трудноисправимых и недопустимых физиологически [19].

Таким образом, чаще всего анатомо-физиологические разновидности осанки и отклонения ее от нормы определяются не только внешними признаками, но и функциональными особенностями организма, и особенностями поведения. В различные периоды жизни под влиянием окружающей обстановки (условия труда, быта, занятия физическим трудом и спортом, и - в немалой степени - нервно-психологическое состояние) могут влиять на осанку и менять ее как в лучшую, так и в худшую сторону [25].

1.2. Анатомо-физиологические особенности при нарушениях осанки

При правильной осанке все части тела расположены симметрично, относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости, изгибов позвоночника или косого расположения таза – во фронтальной плоскости, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, на линии, соединяющей передние края лодыжек.

Пропорции тела с возрастом меняются: размеры головы уменьшаются, конечностей – увеличиваются. Поэтому устойчивое вертикальное положение тела в различные возрастные периоды достигается за счет разного взаимоположения частей тела и разных усилий мышц, поддерживающих туловище. Правильная осанка у дошкольника, школьника, а так же у юноши и девушки в период полового созревания различается [4, c. 55].

При нормальной осанке, у школьника плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают). Физиологические изгибы выражены умеренно. Выпячивание живота уменьшается, передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки. Правая и левая половины туловища симметричны. Остистые отростки расположены по средней линии, ноги выпрямлены, надплечья опущены и находятся на одном уровне. Грудная клетка симметрична, молочные железы у девушек и соски у юношей симметричны, находятся на одном уровне. Треугольники талии (просветы между руками и туловищем) хорошо заметны и симметричны. Живот плоский, втянут, по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы хорошо выражены, у девушек подчеркнут поясничный лордоз, у юношей – грудной кифоз.

Дефекты осанки приводят к недостаточной подвижности грудной клетки и диафрагмы, к снижению рессорной функции позвоночника, уменьшению колебания внутригрудного и внутрибрюшного давления. Эти изменения неблагоприятно отражаются на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на работе органов пищеварения: снижаются их физиологические резервы, нарушаются адаптационные возможности организма, снижается работоспособность, появляются головные боли [24, с.18].

Г.М. Краковяк [11] и другие считают, что нарушения нервной системы, вызванные ухудшением осанки, оказывают отрицательное влияние на все прочие системы и функции организма. Питание нервных клеток затрудняется, что вызывает повышенную утомляемость ребенка. Это влечет за собой неустойчивость внимания, увеличение числа ошибок, ослабление памяти, ухудшение общей успеваемости в школе.

С.Н. Попов [21] отмечает, что у детей с дефектами осанки часто наблюдаются плохой сон и аппетит. Внимание у них понижено, координация движений плохая. Обычно они замкнуты, нерешительны, мало участвуют в играх сверстников.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.