Актуальность профилактики нарушений осанки

В проекте представлены актуальность, цели, задачи и этапы работы по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
proekt.docx 64.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Емельянова Светлана Борисовна

Идея проекта: Профилактика и предупреждение нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Сроки реализации: Долгосрочный (Сентябрь-май).

Участники: воспитанники ДОУ, воспитатели, родители, инструктор по физическому воспитанию, врач-ортопед, врач-педиатр, медицинская сестра.

Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Их предупреждение-задача не только педиатров, но и педагогов.

Дошкольный возраст-период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка неустойчива.

В связи с этим возрастает значении организации профилактической работы непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно, и где, следовательно имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

Цель: Создание в детском саду системы работы по профилактике и предупреждению нарушений осанки у детей.

1. Создать условия для организации работы по профилактике и предупреждению нарушений осанки через организацию специальных мероприятий.

2. Обозначить для родителей важность проблемы, познакомить с причинами возникновения нарушений осанки, приемами укрепления мышц спины.

3. Дать детям понятие о правильной осанке, познакомить с приемами укрепления мышц опорно-двигательного аппарата.

4. Повысить уровень развития двигательных умений и навыков у детей.

Участники реализации проекта

2. Составление списков детей с нарушением осанки.

3. Разработка перспективного плана работы

4. Подбор спортивного инвентаря для занятий.

Определить состояние осанки у детей. Выявить детей с нарушениями осанки.

Подбор упражнений и составление комплексов занятий, направленных на профилактику и предупреждение нарушений осанки.

Изготовление нестандартного физкультурного оборудования.

Врач-педиатр, врач-ортопед, дети 5-6 лет, воспитатели м/сестра.

М/сестра, инструктор по физическому воспитанию.

Инструктор по физическому воспитанию

Инструктор по физическому воспитанию

(утренняя, после дневного сна)

2. Общее родительское собрание

задание для родителей

4.НОД по валеологическому воспитанию

Проведение профилактических упражнений

на укрепление мышц спины.

Причины возникновения и профилактика нарушений осанки у детей.

Выполнение комплекса упражнений для формирования правильной осанки.

Дать представление об опорно-двигательном аппарате, причинах возникновения нарушений осанки.

Дети, воспитатели, инструктор по физическомувоспитанию.

Врач-педиатр, инструктор по физическому воспитанию, дети, родители.

Дети, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию

Один раз в месяц

5.Физкультурно-валеологические развлечения и праздники

(наглядная информация для родителей)

Комплексы упражнений, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата.

Дети, инструктор по физическому воспитанию, воспитатели.

Родители, инструктор по физическомувоспитанию, врач-педиатр, м/сестра, воспитатели.

Один раз в квартал

1. Обследование детей.

Сравнение результатов обследования, с целью определения степени эффективности, проводимых мероприятий.

Анализ системы организации профилактических мероприятий

Врач-ортопед, дети 5-6 лет, воспитатели м/сестра.

Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.

Ожидаемый результат: снижение высокого показателя нарушений осанки у детей; укрепление мышц спины у детей; улучшение общего состояния здоровья детей.

1.Невозможность 100-процентного охвата детей врачом-ортопедом в начале учебного года.

2.Нерегулярное посещение детьми детского сада.

Данные факты не способствуют достижению поставленной цели проекта.

Упражнения для профилактики нарушения осанки у детей

Первое упражнение “Кошечка” .

И.п. – Ребенок стоит на коленях и упирается руками в пол.

1-выгибает спину (круглая спина), голова опущена вниз;

2-прогибает спину, голова смотрит вверх.

Дозировка 6-8 раз.

Второе упражнение “Большая собака”

И.п. – Ноги выпрямлены,

1- нагнуться, достать руками пола

2- пытается переставлять руки вперед

3- вернуться в исходное положение.

Это упражнение развивает гибкость позвоночника, тренируется поясничный отдел.

Дозировка – 4-6 раз.

Третье упражнение “Скручивание”

И.п. – лечь на спину, руки развести в стороны.

1-ноги, согнутые в коленях, поворачивает в одну сторону, голову и руки – в другую.

2-выполнить то же самое в противоположную сторону.

Дозировка 8-10 повторений. Это упражнение – хорошая профилактика сколиоза.

Четвертое упражнение “Топорик”

И.п. – Гимнастическую палку или

скакалку держать сзади, ноги прямые.

  1. Наклон вперед, руки с палкой или скакалкой поднимает вверх,
  2. И.п.

Дозировка 8-10 повторений.

Способствует укреплению мышц спины, поддерживающих позвоночник.

Пятое упражнение “Качалка”

И.п. – ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях. Обхватить их руками и катается по коврику покачивающимися движениями вперед и назад. Маленьким детям нужно помогать. Упражнение нужно выполнять очень аккуратно!

Дозировка 6-8 раз.

А еще для красивой и правильной осанки можно ходить с книгой на голове, для уверенности руки можно развести в стороны, приседать около стены. Спина при этом должна быть прямой и скользить по стене, руки выпрямлены.

Консультация для воспитателей "Профилактика нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста"


Болезни позвоночника – одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всем внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При ее ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребенка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, еще на этапе внутриутробного развития. Когда ребенок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Четкие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребенка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, т.к. позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект – вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки, свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (Сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

  • своевременное правильное питание;
  • свежий воздух;
  • подбор мебели в соответствии с длиной тела;
  • оптимальная освещенность;
  • привычка правильно переносить тяжелые предметы;
  • привычка правильно сидеть за столом;
  • расслаблять мышцы тела;
  • следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребенка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз) . Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперед.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жестким и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка – невысокой. Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

  • Упражнения, стоя у зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого ее восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство.
  • Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц – от 3 до 6 сек., расслабление – от 6 до 12 сек.
  • Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
  • Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, т.к. уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся стойким уменьшением ее сводов вплоть до их полного исчезновения.

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но спровоцировать плоскостопие может ношение тесной обуви, особенно с узким носом, или на высоком каблуке, с толстой подошвой, без жесткого задника, негнущейся – все это лишает стопу ее естественной гибкости. Также причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также избыточная масса тела, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная нагрузка. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука. Деформация стоп может возникнуть также в результате параличей и травм мышц, связок и костей ног.

К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия, особенно при далеко зашедшей патологии, не приходится. На начальной стадии, как отмечают врачи-ортопеды, боли в ногах можно ликвидировать в течение 1-2 месяцев посредством теплых ежедневных ножных ванн с морской солью, ручного массажа и лечебной гимнастики. Массаж и гимнастику должен проводить специалист.

Полезное воздействие на коррекцию плоскостопия может оказать самомассаж стоп с использованием различных приспособлений: специальных массажных ковриков, шипованных валиков и мячей. Упражнения с ними выполняются произвольно. В итоге улучшается кровообращение, нормализуется тонус мышц.

В лечении плоскостопия нередко применяется и физиотерапия, что улучшает обменные процессы и кровообращение в тканях и опосредованно укрепляет своды стоп. Массаж и физиотерапия назначаются курсами, обычно по 10-15 процедур.

1. Ребристые доски.

2. Массажные мячики. Ребенок сидит на полу, руки сзади в упоре, ноги согнуты в коленях, под ногами мячики. Их нужно перекатывать вперед-назад обеими ногами, то левой, то правой.

3. Косички. Можно ходить по косичкам, собирая их пальцами ног.

4. Массажные коврики.

5. Мелкие предметы (для захвата пальцами ног) : счетный материал; деревянные палочки от флажков, коврики с нашитыми пуговицами на ножке. При выполнении упражнений с мелкими предметами следим: спина должна быть прямой.

6. Роликовые (лучше пластмассовые) массажеры. Упражнения выполняют сидя на стуле.

В настоящее время в нашей стране около 60% детей школьного возраста имеют различные нарушения осанки, из них у 20% диагностируется сколиоз позвоночника. Растёт больное поколение и если немедленно и всерьез не заняться здоровьем детей, у нас не будет будущего. Если раньше таких заболеваний было мало, то сейчас уже в дошкольном, школьном возрасте слабые мышцы спины, сутулость, крыловидные лопатки носят массовый характер. Болезни школьных лет (сколиоз, сколиотическая осанка) прогрессируют в юности, создают основу для проявления клиники остеохондроза у взрослых.

При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид ребенка – возникают нарушения деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная емкость легких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость – звенья одной цепи. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника – сколиозы. Сколиоз и нарушение осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых.

Неправильное положение тела, связано с необходимостью длительного сохранения рабочей позы, односторонним отягощением мышц, слабостью и недоразвитием опорно-двигательного аппарата создает неблагоприятные и условия для функционирования органов и систем. Вред наносится, в частности, таким системам, как кровообращение, дыхание, пищеварение. Таким образом, формирование правильной осанки важно в целях повышения работоспособности и гармонизации функций систем организма.

Выявление причин нарушения осанки является одной из главных задач по врачебному контролю на уроках физической культуры.

В связи с этим мы считаем тему в настоящий момент актуальной. Это связано не только с ростом данной патологии, но и с тем, что она является предрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний. Правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, то есть является одним из показателей состояния здоровья людей.

Тема: Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста посредством физических упражнений.

Объект исследования: Процесс формирования правильной осанки.

Предмет исследования: Физические упражнения как средство формирования правильной осанки детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: Выявить влияние физических упражнений на формирование осанки детей младшего школьного возраста.

Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.

Представить особенности нарушения осанки в младшем школьном возрасте.

Описать влияние физических упражнений на профилактику нарушений осанки младших школьников.

Определить результативность реализации комплекса упражнений для формирования правильной осанки.

Гипотеза: мы предполагаем, что профилактика нарушений осанки младших школьников будет проходить эффективно при реализации комплекса специальных упражнений.

Методы исследования: анализ литературы, тестирование, анализ школьной документации.

Практическая значимость: в работе представлено описание диагностик, направленных на определение нарушений осанки, составлен комплекс упражнений, направленных на формирование нарушений осанки у детей начальных классов, который могут использовать в своей практической деятельности учителя физической культуры и начальных классов, а также студенты во время прохождения педагогических практик.

Глава 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§1 Правильная осанка как основа физического здоровья ребенка

Двигательная активность от рождения и до глубокой старости - эликсир жизни. В научной литературе двигательная активность определяется как внутренняя установка и внешне обусловленная система рациональных форм двигательной деятельности (деятельности, существенными моментами которой являются движения, организованные в систему активных мышечно-двигательных действий).

Гиподинамия - это ограничение двигательной активности органов и систем человека. Длительное ограничение в движении приводит к ослаблению важнейших функций организма, к различным нарушениям опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д. Гиподинамия часто сопровождается снижением силы сокращения мышц, объема и массы мышечной ткани и т.д. Недостаточная двигательная активность отражается и на психическом состоянии человека:

появляются сонливость или бессонница, вялость или раздражительность;

вследствие быстро наступающего утомления снижается умственная работоспособность.

Образ жизни современного человека очень изменился в части двигательной активности в сравнении с образом жизни его предков даже в сравнительно недавнем прошлом. Согласно данным академика А.И. Берга, в середине прошлого века из всей энергии, искусственно производимой и потребляемой на земле, 96% приходилось на мускульную силу человека и домашних животных. Лишь 4% вырабатывали паровые машины, водяные колеса, ветряные мельницы и т.д. А сейчас мускульная сила производит только 1% энергии.

Жизненным кредо значительной части наших современников является "максимум комфорта, минимум движений". Такие люди наивно полагают, что, ограждая себя от лишнего шага, они тем самым сберегают свое здоровье. Снижение двигательной активности в среднем и, особенно, в пожилом возрасте способствует снижению уровня обмена веществ и отложению в организме избыточного количества жира, в результате чего люди уже после 35-40 лет начинают полнеть. Это связано с тем, что активность обменных процессов в организме после 25 лет снижается в каждое последующее десятилетие примерно на 7-8 %. Иначе говоря, люди, поощряемые привычкой к сидячему образу жизни, по своей воле спешат навстречу сердечным заболеваниям. Эффективнейшая профилактика большинства заболеваний, укорачивающих наш век - здоровый образ жизни, предполагающий достаточную двигательную активность.

Проблему физических нагрузок для укрепления своего здоровья люди решают по-разному. Разные виды спорта, подвижные игры, туристические походы в основном привлекают школьников и студентов. Люди среднего возраста более привержены к недальним походам, охоте, рыболовству, лыжным и велосипедным прогулкам, некоторые делают утреннюю зарядку. Лица пожилого возраста наиболее часто или вовсе перестают заниматься физическими упражнениями, или выполняют очень легкую зарядку.

Воздействие гиподинамии не ощутимо, не причиняет боли, подчас даже приятно, потому что вплотную связано с блаженной расслабленностью, покоем, безмятежностью, мышечным сибаритством. Но когда малоподвижность усугубляется перееданием, лекарствами, злоупотреблениями и излишествами, то даже в молодом возрасте резкий упадок физических и психических сил может последовать уже через несколько лет. В данном контексте, движение (в широком смысле этого слова) - это не только активная двигательная функция скелетной мускулатуры, но и оптимальная работа прочих мышечных образований, а также совокупность процессов полноценного метаболизма вплоть до клеточного уровня [1].

Одним из наиболее заметных и часто проявляющихся последствий гиподинамии является нарушение осанки. Осанка - это привычное положение тела человека при стоянии, ходьбе или сидении [13]. Осанка зависит от физиологических изгибов позвоночника и развития мышц туловища. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами, симметричным расположением плеч и лопаток, вертикальным положением головы, прямыми ногами без уплощения стоп.

Правильная осанка обеспечивает оптимальную деятельность опорно-двигательного аппарата, правильное размещение внутренних органов, создаёт благоприятные условия для их функционирования и оптимизирует положение общего центра тяжести тела. Особенно следует подчеркнуть роль правильной осанки в нормальном функционировании спинного мозга, его передних и задних нервных корешков, а через это нормальное функционирование мышечной системы и всех внутренних органов.

Осанка влияет и на психо-эмоциональный статус ребёнка. Так, например, сутулость через безусловные рефлексы способствует формированию мрачного настроения, развитию "комплекса неудачника".

Нарушению осанки способствует длительное вынужденное сидение на одном месте, особенно если стул и стол не соответствует росту и пропорциям тела ребенка. Поэтому нужно регулярно проводить с детьми физические упражнения. Подвижные игры – все это укрепляет здоровье и опорно-двигательный аппарат.

Нельзя допускать того, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой или легкой прогибающейся под тяжестью их тела кровати.

Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

В дошкольном возрасте и начальных классах надо особенно внимательно следить за развитием правильной осанки. Ведь у ребенка появляется достаточно много занятий, во время которых он сидит (рисование, лепка, чтение и, наконец, выполнение домашних заданий), если в это время он привыкнет к неправильным позам, то потом бороться с этим будет гораздо труднее [17].

Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Следите за тем, чтобы сидя он держал спину прямо, не скрещивал ноги и не поджимал одну ногу под себя. Стул должен быть придвинут достаточно близко к столу, но не настолько, чтобы грудь упиралась в край стола. Не разрешайте ребенку низко склонять голову над книгой или тетрадью. Это не только портит осанку, но и вредит зрению.

Искривлению позвоночника способствует и ношение тяжести (набитого книгами портфеля) в одной руке. Поэтому целесообразно купить школьнику ранец, который он будет носить за спиной. Кстати, почти у всех детей до 8 – 9 лет лопатки немного торчат, а регулярное ношение ранца выпрямляет спину, убирает лопатки на место.

Наблюдайте за детьми, постоянно напоминайте им, чтобы держались прямо, подтягивали живот, не горбились. Ведь ребенок, даже послушный, после такого напоминания выпрямится, но через пять минут бессознательно снова примет неправильную позу.

Основные причины нарушения осанки в условиях современной жизни человека: сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие нужной гимнастики. Возможные последствия данного процесса, негативное влияние искривления позвоночника на жизнь и здоровье.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.02.2013
Размер файла 21,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Многие люди считают эту патологию не столь существенной в ряду других более серьезных и опасных заболеваний. Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья. Ведь именно с нарушений в позвоночнике и начинаются серьезные беды и уже потом те самые опасные заболевания, которые заставляют нас задуматься.

Сохранение правильной осанки с детства является основной профилактической мерой для предупреждения нарушений осанки. Ведь неправильная осанка провоцирует формирование у человека быстрой утомляемости, общего некомфортного состояния. Помимо этого, нарушенная осанка может привести к развитию сколиоза, который, также является предвестником других серьёзных заболеваний.

Кроме того, хорошая осанка придает уверенности в себе, в своих силах, позволяет вам нравиться окружающим вне зависимости от вашего веса, особенностей фигуры.

Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы.

Для этого необходимо решить следующие задачи

- охарактеризовать правильная осанка и рассмотреть влияние на здоровье человека;

- выявить причины ее нарушения.

1. Влияние осанки на здоровье человека

Среди наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата в детском и юношеском возрасте следует выделить различные виды нарушений осанки, в основе которых лежит переходящая деформация позвоночника.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения 80% населения планеты страдает различными заболеваниями позвоночника. Отечественная статистика неблагоприятнее. Проводимые исследования в школах и детских дошкольных учреждениях показали, что за последние 5 лет, по данным диспансеризации учащихся общеобразовательных школ, практически в два раза вырос процент таких заболеваний позвоночника, как нарушение осанки (сутулость), сколиоз, гиперлордоз и юношеский остеохондроз. Деформация позвоночника развивается у детей в любом возрасте до окончания роста (от 1 года до 18 лет), однако чаще всего (около 75%) она наблюдается в 8-14 лет.

Интерес вызывает сравнение частоты распространения нарушений осанки среди девочек и мальчиков. В раннем возрасте (до 5 лет) количественных различий практически нет, но в школьном возрасте у девочек нарушения осанки в 4-6 раз чаще, чем у мальчиков. Это объясняется тем, что мальчики более подвижны, активны, а также физически лучше развиты, что способствует стабилизации и исправлению деформации позвоночника, а у девочек, наоборот, из-за более слабого физического развития и спокойного поведения происходит прогрессирование деформации позвоночника [3, с. 28].

Давно известно, что от осанки зависит не только внешняя привлекательность человека. Правильная осанка способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма. С годами практически у каждого человека осанка постепенно меняется. Происходит это вследствие ослабления мышц и утраты гибкости.

Типичная поза пожилых людей, согласитесь, мало привлекательна - выставленный вперед подбородок, сутулая спина, искривленные и согнутые в коленях ноги.

Подобное происходит, главным образом, из-за утраты позвоночником сбалансированного положения. Очень многое в такой неважной осанке обусловлено размягчением костей, происходящим в процессе старения, ухудшением состояния сухожилий из-за потери ими эластичности. В результате изменяется походка. Дыхание становится поверхностным. Уменьшается жизненная емкость легких. Происходящее при этом размягчение костей увеличивает опасность переломов. Многие из этих неприятных дефектов можно исправить, но еще лучше предотвратить их возникновение, регулярно выполняя упражнения на силу и растягивание [1, с. 65].

Для правильной осанки важны сильные мышцы спины, гибкость позвоночника и суставов, так как натренированная мышечная система позволяет сохранять прямое положение позвоночника и предохраняет от болей в спине. И что крайне важно, сильные, упругие мышцы помогают сохранить нормальное расположение внутренних органов, а значит, и их здоровое функционирование в течение долгого времени.

2. Причины нарушения осанки

Однако если нарушения осанки своевременно не устраняются и продолжают действовать неблагоприятные условия, влияющие, отрицательно на функцию опорно-двигательного аппарата, то изменения в позвоночнике становятся стойкими (фиксированными), постепенно усугубляются и принимают характер деформации. В этом отношении наиболее неблагоприятным будет развитие боковых искривлений позвоночника (сколиоз).

Сколиоз - искривление позвоночника во фронтальной плоскости (вбок) может быть врожденным и приобретенным

Сколиоз может быть нефиксированный, т.е. поддающийся исправлению и исчезающий в положении лежа (обычно начальные стадии болезни), и фиксированный, стойкий, не поддающийся исправлению обычными нехирургическими приемами (поздняя стадия заболевания). Форма искривлений бывает различной, а поражение захватывает любой отдел позвоночника. Но наиболее часто вовлекаются в процесс грудной и поясничный отделы.

Нередко сколиоз появляется вследствие рахита и полиомиелита. У старших детей и юношей боковое искривление развивается на почве слабости мышечной системы и наличия неблагоприятных факторов (привычная плохая осанка, неправильное сидение за столом и т.д.).

Искривление позвоночника типа сколиоза чаще всего обнаруживается при врачебном профилактическом осмотре, поскольку в начальных стадиях заболевания больные никаких жалоб не предъявляют. При осмотре в положении стоя, сзади отмечается в разной степени выраженное асимметричное положение плеч и лопаток, а при осмотре спереди - асимметрия сосков, небольшое выпячивание вперед одной половины грудной клетки. Остистые отростки позвонков образуют не прямую линию, а дугу (простую или двойную) с разной степенью выраженности. Особенно хорошо это видно па рентгенограммах [2, с. 43].

В легких случаях и при благоприятных условиях искривление достигает определенного предела и дальнейшего прогрессирования сколиоза не происходит. Однако часто (при отсутствии лечения) заболевание продолжает развиваться, особенно если оно возникло в детском или молодом возрасте, деформация позвоночника достигает большой степени, появляется изменение формы грудной клетки (реберный горб). У таких больных не только нарушается функция опорно-двигательного аппарата, но и создаются тяжелые условия для деятельности жизненно важных органов (легких и сердца).

Есть несколько классификаций причин нарушения осанки, многие из факторов пересекаются и могут одновременно относиться как к одной, так и к другой категории. Причины нарушения осанки бывают внутренние и внешние, врожденные и приобретенные. Под внутренними причинами нарушения осанки имеется в виду:

- разная длина ног, из-за этого возникает перекос позвоночника;

- различные заболевания: рахит, туберкулёз, радикулит;

- дефекты зрения и слуха, чтобы лучше видеть и слышать человек принимает неправильное положение осанки.

Под внешними причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни человека:

- режим дня, к примеру, если мало отводить времени на сон, то ухудшится не только осанка;

- гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений. Мышцы не получают нагрузку и становятся дряблыми и слабыми.

Под врожденными причинами нарушения осанки имеется в виду, например, нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков. Под приобретенными причинами нарушения осанки:

- различные заболевания: к примеру, рахит, туберкулёз, радикулит;

- полученная травма (это может быть перелом позвоночника);

- профессиональная деятельность человека, например, сидячая работа с постоянно наклоненной головой;

- плоскостопие также вызывает нарушение осанки [5, с. 74].

Обычно причиной нарушения осанки являются слабые мышцы спины и живота, которые не могут долгое время удерживать тело в правильном положении. Из этого следует, что их нужно развивать в первую очередь. Самые простые упражнения, что можно сделать уже сегодня - всем вам известные сгибание туловища лежа и подтягивание на турнике, если нет турника, можно делать поднятие ног и корпуса лежа на животе. Обратите внимание на ваши привычные положения тела, возможно, некоторые из них стоит подкорректировать. Не помешает профилактика нарушений осанки, потому что, чем раньше выявлены дефекты и устранены причины, тем легче их исправить.

Подведя итог, можно сказать, что самой главной причиной нарушения осанки является сам же человек.

Осанка - это положение тела, наиболее привычное для человека в вертикальном положении (стоя). Формируется осанка в процессе жизнедеятельности с момента рождения человека.

Правильная осанка характеризуется симметричным развитием правой и левой частей тела. Неправильная осанка - различные асимметрии человеческого тела, в частности положения туловища и позвоночника. Процесс формирования правильной осанки начинается с самого раннего возраста и создается воспитанием, обучением и тренировкой. Причем тренировкой длительной и постоянной.

Неправильная осанка - это не только заболевание опорно-двигательного аппарата, но и начальный этап сбоя в работе различных жизненно важных органов. Все отклонения в осанке представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более серьезные нарушения. Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма.

Причины появления искривления позвоночника могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. К врождённым причинам искривления позвоночника относят нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков, образованию клиновидных и дополнительных позвонков и других патологий.

Приобретённые причины искривления позвоночника следующие: заболевание; травмы; неправильное положение тела вследствие физиологических особенностей человека; длительное статическое неправильное положение тела, при котором одни и те же мышцы и связки, одни и те же участки межпозвонковых хрящей и позвонков подвергаются сильному растяжению; разная развитость мышц, причём это может быть обусловлено каким-либо заболеванием.

Список литературы

осанка искривление гимнастика малоподвижность

1. Кондакова-Варламова Л.Т., Стромская Е.П. Правильная осанка. М.: Медицина, 1967. - 327 с.

2. Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников (пособие для учителей и школьных врачей) / И.Д. Ловейко. - М.: Просвещение, 1970. - 195 с.

3. Профилактическая и коррекционная работа при нарушениях осанки. Водяницкая О.И. / Физическая культура в школе №1, 2007. - 143 с.

5. Хамзин Х.Х. Правильная осанка. М.: Медицина, 1972. - 262 с.

6. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001. - 261 с.

Размещено на Allbest.ru

Осанка как привычная поза в покое и при движении, ее виды. Понятие правильной осанки и причины ее нарушения. Дефекты осанки и заболевания позвоночника. Классификация патологий нарушения осанки. Признаки нормальной осанки, упражнения для ее контроля.

реферат [260,5 K], добавлен 20.12.2011

Методика исследования состояния позвоночника у младших школьников. Основные причины и предпосылки нарушения осанки, пути и способы ее коррекции, экспериментальная проверка их эффективности. Разработка системы занятий по коррекции осанки школьников.

курсовая работа [71,5 K], добавлен 27.10.2010

Понятие и типы осанки. Факторы, влияющие на ее формирование. Определение степени искривления позвоночника. Профилактика и лечение ее нарушений. Разработка рекомендаций по оздоровлению детей и формированию правильной осанки в условиях школьного обучения.

курсовая работа [46,0 K], добавлен 14.05.2015

Исследование понятия осанки и телосложения. Изучение строения позвоночника. Характеристика причин и основных видов нарушения осанки. Профилактическое и корригирующие воздействия физических упражнений на осанку и телосложение в студенческом возрасте.

реферат [195,5 K], добавлен 11.03.2014

Осанка как физиологическое положение позвоночника. Осанка и здоровье школьника. Отклонения в структуре осанки. Факторы, влияющие на формирование осанки. Организация двигательного режима для детей с нарушением осанки на уроке физической культуры.

курсовая работа [262,2 K], добавлен 31.05.2013

Общие понятия об осанке. Нарушения осанки. Профилактика нарушений осанки. Методика и средства ЛФК. Сколиозы. Классификация сколиозов. Рентгендиагностика и чтение рентгенограмм. Прогноз. Методы лечения. Плоскостопие. Диагностика. Методика занятий ЛФК.

контрольная работа [35,2 K], добавлен 01.03.2007

Понятие об осанке и телосложении. Причины нарушения осанки, способы ее коррекции. Профилактика травматизма во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Комплекс физических упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.

контрольная работа [52,1 K], добавлен 22.06.2015

Здоровье человека как общественная ценность. Здоровый образ жизни – сложившийся у человека способ организации жизнедеятельности. Факторы, определяющие здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие. Критерии его эффективности и рекомендации студентам.

реферат [15,0 K], добавлен 13.02.2009

Рациональная осанка, ее значение, признаки. Нарушение осанки: классификация и основные симптомы. Причины и профилактика нарушений осанки. Физическая реабилитация пациентов с нарушением осанки: лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, упражнения.

курсовая работа [673,4 K], добавлен 03.07.2012

Понятие "здоровье", его содержание и критерии. Влияние окружающей среды, наследственности на здоровье человека. Особенности культурного развития личности и формирование отношения к самому себе. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни.

контрольная работа [33,1 K], добавлен 12.12.2009

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.