Аэродром крестцы на карте

Версия для слабовидящих

Комитет

  • О комитете
  • Постановления
  • Решения думы
  • Приказы комитета
  • МКУ Центр
  • Крестецкая МКДС
  • Центр народного творчества
  • Краеведческий музей
  • ДШИ
  • Межпоселенческая библиотека
  • Спортивный центр
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс
  • Регламенты
  • Год Литературы
  • 70-летие Победы
  • Общественный совет
  • Информация для туристов
  • Год Российского кино
  • Крестецкая строчка
  • Молодёжь
  • Фестивали, выставки, конкурсы
  • Творческие коллективы
  • Литературная страница
  • Люди района
  • Целевые программы
  • Планы работы
  • Противодействие коррупции
  • Итоги работы
  • Уставы

Навигация

  • Фотографии
  • Блоги
  • Карта сайта

Вход в систему


Предвоенные Крестцы.

Воздушные дороги были проложены в Крестцы ещё до начала войны. Уже в 1937 году началась расчистка места, под аэродром и за короткие сроки он был построен, уже в 1939 году его сдали в эксплуатацию.

Начало было очень тяжёлое, пилили деревья, кустарники, выкорчевывали пни, болото засыпали землёй, песком. Взлётные полосы посыпали гравием. Всё это делали вручную, подспорьем были только инструменты, как топор, пила, верёвки. Сначала спиливали дерево, топором вокруг пня обрубали корни, а потом, обвязав его верёвкой, вытаскивали. На один пень занято работой было два, а то и три человека. Поле засадили цветами: ромашки, васильки…

Как стало известно из разговора с Максимовой, в 1939 году было открытие аэродрома. Сначала была торжественная часть, затем лётчики показывали своё мастерство в небе. Некоторых жителей даже катали на самолете. В завершение был показан праздничный концерт. Местным жителям было разрешено осмотреть аэродром, дети собирали цветы и плели венки.

Сюда же перелетает из аэродрома Кречевицы 6-й истребительный авиаполк 57-й смешанной авиадивизии (командир дивизии К. А. Катичев), вскоре перебазировавшийся на полевой аэродром Жерновка, а позднее в Добывалово. С этих аэродромов лётчики полка успешно отражали воздушные налёты врага на ближайшие районы, сбив 63 самолёта неприятеля. В марте 1942 года полк был преобразован в 18-й гвардейский истребительный.

По рассказам местных жителей, военный аэродром в Крестцах начали бомбить уже утром 22 июня, но приняли разрыв бомб за учения наших военных. А 6 июля немцы бомбили и посёлок, и аэродром. Запеленговали фашисты и радиостанцию военных в Ямской слободе, которая обслуживала аэродром. После сильной бомбардировки станция была уничтожена, было много жертв и среди мирного населения.

Августовские дни 41-го на Северо–Западном фронте, были особенно горячими. Немцы, не считаясь с потерями, через Новгород, Лугу и Кингисепп рвались к Ленинграду, бросая в пламя войны все новые и новые части. Гитлеру нужен был Петербург, а потом уже юг и Москва. Не оставляли немцы в покое и Крестцы. Почти каждое утро десятка по два налетали. Не могли простить, что именно с Крестец летали Илы и бомбардировщики в июле под Сольцы, уничтожать немецкие танки.

Оперативная обстановка на Северо-Западном фронте осенью 41-го была довольно сложной. Летчики, делавшие разведывательный облёт линии фронта, на дороге из Демянска к Валдаю заметили крупную колонну немецких танков с десантниками на броне. Намерение немцев не вызывали сомнения - прорыв на Валдай! Как только это стало известно, группа Илов с помощью самолёта-разведчика, несмотря на низкую облачность и плохую видимость, точно вышла на цель. Атаки Илов продолжались, пока не был израсходован весь боекомплект. Часть танков была сожжена, но большинство их продолжали движение. Штаб фронта бросил к месту прорыва 5-ый мотоциклетный полк. С помощью подошедшего подкрепления колонна была окончательно остановлена.

Так Крестцы стали в годы Великой Отечественной одним из крупных аэродромных узлов 6-й воздушной армии. Это придавало прифронтовому району особую важность. Недаром после войны, когда встал вопрос о сооружении памятника авиаторам Северо-Западного фронта, местом для него был избран именно посёлок Крестцы.

Обслуживание аэродрома в годы войны.

Чаще всего нападениям с воздуха подвергался аэродром. Бомбы разрывались на лётном поле сериями по 5-6 штук. Они рвались с очень короткими интервалами и цепочкой. Воронки на аэродроме военные быстро засыпали, через пару часов мог снова действовать. На территории, аэродрома и посёлка сохранились воронки от бомбёжек.

Дисциплина среди лётного состава и обслуживающего персонала была очень высока. Действовала строгая пропускная система. Обслуживающий персонал аэродрома жил в землянках. В землянках жили и военные, которые оставались на дежурстве.

Многие из солдат и лётчиков были поселены в дома местных жителей.

Аэродром тщательно охранялся и маскировался, даже транспорт, обслуживающий аэродром, также маскировался. Например, летом зелёными ветками, а зимой – белыми маскхалатами. Самолёты находились в ангарах.

Нелегко приходилось тем, кто обслуживал аэродром, так как все работы выполнялись вручную: зимой расчищали снег, а в весеннюю и осеннюю распутицу уплотняли взлётную полосу щебнем. Зима же 1943 года выдалась очень снежной, и в помощь рабочим были организованы отряды школьников, которые расчищали снег.

Из воспоминаний Андреева Алексея Николаевича: «Когда, началась, война мне было 13 лет. Были сильные бомбёжки, из-за этого в 1941 году зимой закрыли школу, в которой я учился. Дома было невыносимо сидеть без дела, тогда я пошёл работать на оборонные работы. Меня с ребятами послали на аэродром чистить территорию и взлётную полосу от снега. Делать это нужно было очень быстро, снег постоянно падал, но полоса должна быть всегда чистой от снега. Однажды другая смена не успевала вычистить посадочную полосу и самолёт, приземляясь, въехал в сугроб на обочине (его вытаскивали вручную без техники). Мы видели, как улетали и прилетали самолёты. Не раз прилетали раненые лётчики, им оказывалась незамедлительная помощь от медперсонала аэродрома, даже когда бомбили немцы.

Для обслуживания аэродромов было мобилизовано местное население, это были в основном женщин. Они чистили деревянными лопатами снег и подбирали осколки от бомб и зенитных снарядов. На взлётных полосах аэродрома осколки могли пропороть шины шасси самолётов. Их и подбирали женщины, шедшие по лётному полю цепочкой.

Жарко приходилось техническому составу. Каждый техник, механик, моторист и оружейник работали с огромным напряжением сил. За короткое время необходимо было заправить самолёты горючим, устранить дефекты и повреждения, пополнить боеприпасы.

Особенно трудно было оружейникам. Многие из них – девушки ни в чём не уступали мужчинам. Они, не разгибая спины, вручную, успевали подвесить бомбы, установить реактивные снаряды, набить пулемётные и снарядные ленты, зарядить пушки и пулемёты. Работать приходилось в трудных условиях, особенно в зимнее время, когда руки примерзали к металлу, пальцы рук распухали от набивки лент. Работали в жару и дождь, с любовью протирали каждый патрон и снаряд, зная, что от того, как будут работать пушки и пулемёты, зависит жизнь лётчика и воздушного стрелка. Пока не сделают всё необходимое, никто не уходил с аэродрома.

Вечером вступал в силу комендантский час – после 20 часов нельзя было передвигаться по посёлку без пропуска.

На улице Васильчикова находился Штаб 74 БАО, который обслуживал аэродром практически с первых дней войны. Сначала командиром батальона аэродромного обслуживания был И.В.Виноградов. В связи с его трагической гибелью в 1942 назначают на эту должность майора Александра Павловича Лебедева, который много сделал для всего аэродрома.

В составе 74 БАО были и жители нашего посёлка. Без них в годы войны не мог состояться ни один из боевых вылетов. Обеспечить лётчиков всем необходимым для жизни и боя – такая задача стояла перед Б.Репиным, А.Андреевой, В. Мининой, Губановым, И.Михайловым.

Бабенко Валентина Фёдоровна всю войну прошла в составе 74БАО. Сначала была официантом, затем поваром. В.Ф.Бабенко дошла до Германии. Там погиб её муж Кузнецов Н.В. Она передала в музей форму военного лётчика. О лётчике Кузнецове Н.В. я нашла справку в биографическом словаре Героев Советского Союза. Родился он 13 декабря 1921г. в Тюменской области. В 1941г. окончил Омскую военную авиационную школу пилотов, а в августе 1944г. занимал должность заместителя командира эскадрильи 70 ГШАП. Звание Героя Советского Союза было присвоено ещё при жизни в 1944г. Во время боёв за Берлин он направил свой горящий штурмовик на вражескую батарею и погиб 14 апреля 1945г.

Рябкова Екатерина Ивановна в конце июня 1941 года пошла, работать на Крестецкий аэродром, бухгалтером в продовольственный отдел 74 БАО. Её работа заключалась в том, чтобы согласно строевой записке выписать продукты. Каждый день надо было отчитываться перед начальством, сколько пришло продуктов и ушло на питание лётчиков, технического персонала. Она знала, сколько лётчиков, офицеров и солдат на аэродроме и эта информация была секретна. Сначала её водили с конвоем домой, проверяли, но потом стала самостоятельно добираться до дома. Их отдел часто менял местопребывание, т.к. разведка врага работала чётко.

В краеведческом музее нашего посёлка находится макет Крестецкого аэродрома 1941-1944 г.г. с системой обеспечения (видео 10). Макет аэродрома изготовлен в НовГУ имени Я.Мудрого на кафедре архитектуры и градостроительства. Размеры макеты 1,40*2,60м., высота – 20 см, покрыт акриловым стеклом. Макет создан по воспоминаниям лётчиков, людей, обслуживающих аэродром, и документам военных лет.

по материалам Крестецкого краеведческого музея


Продолжая цикл публикаций к юбилейной дате со дня основания Крестец, сегодня мы представляем вниманию читателей материал об истории создания и функционирования Крестецкого военного аэродрома, о первых днях Великой Отечественной войны в Крестцах (материал предоставлен районным краеведческим музеем)

А память готова взорваться опять,
Лишь только её вы затроньте.
Вы знаете, где нам пришлось воевать?
На Северо-Западном фронте.

Михаил МАТУСОВСКИЙ

В годы Великой Отечественной войны именно в Крестцах располагался основной аэродром, который вместе с шестью аэродромами полевого типа позволил посёлку стать одним из крупных аэродромных узлов на Северо-Западном фронте.

19 августа 1941 г. немцы захватили Новгород и таким образом отрезали Крестцы от областного центра, которым в то время являлся Ленинград. Со стороны Новгорода, Старой Руссы и Лычкова шли бои, звучала канонада, и по ночам пылало зарево от пожаров. Практически со всех сторон Крестцы были окружены немецкими войсками, небольшой городок стал прифронтовым. Через Крестцы продвигались колонны с солдатами и боевой техникой. С аэродрома взлетали наши самолёты, а вражеские самолёты бомбили посёлок практически ежедневно.

Фронт располагался на линии озеро Ильмень — посёлок Лычково — озеро Селигер. Уже одно то обстоятельство, что крестецкое село Лажины (ныне оно отнесено к Парфинскому району) оказалось почти на переднем крае обороны, говорило о возможности оккупации Крестец. Однако район остался прифронтовым.

В те дни название этого населённого пункта упоминалось военными часто, впрочем, как и Кушеверы — именно здесь находился командный пункт 11‑й армии, а с января 1942‑го командарм В. И. Морозов вместе с опергруппой штаба армии переместились в район Лажин, оставив в Кушеверах узел связи. В Лажинах находился и корреспондентский пункт, поэтому все дороги в штаб шли через Крестцы.

О Крестцах того времени можно было встретить заметки во многих фронтовых газетах. Село Старое Рахино находилось в противоположном и менее опасном с точки зрения военных действий конце района. Здесь с весны до осени 1942 г. размещался командный пункт фронта.

Увидеть планировку аэродрома можно, посетив краеведческий музей. Здесь имеется макет объекта, а на его месте в настоящее время вырос целый жилой микрорайон.

По периметру аэродрома находились канониры. Это своего рода ангары для самолётов, покрытые маскировочной сеткой. На территории находились взлётные и посадочные полосы, ремонтно-строительные мастерские, склады боезапасов и горючего, установки ПВО. В районе Ямского кладбища, где построек раньше не было, находилось несколько спецслужб — минно-сапёрная рота, метеослужба, землянка, склады минно-сапёрной роты. Справа от дороги — аэродромно-техническая служба, химическая, кислорододобывающая, фотослужба. В районе мебельной фабрики находились технический отдел 74‑го БАО и авиационно-техническая служба.

На улице Песочной, в землянке расположился клуб. В такой же землянке жили и лётчики. Сверху объекты были хорошо замаскированы и практически незаметны с высоты.

На улице Полевой находились медпункт и КПП (контрольно-пропускной пункт). У пруда — водокачка. На улице Павловской располагалась солдатская столовая, на улице Титова — офицерская.

На улице Васильчикова находился Штаб 74‑го БАО, который обслуживал аэродром практически с первых дней войны. Сначала командиром батальона аэродромного обслуживания являлся И. В. Виноградов. В связи с его трагической гибелью в 1942‑м на эту должность назначили майора А. П. Лебедева, очень много сделавшего для аэродрома.

В составе 74‑го БАО имелись и жители нашего посёлка. Без них в годы войны не мог состояться ни один из боевых вылетов. Обеспечить лётчиков всем необходимым для жизни и боя — такая задача стояла перед Б. Репиным, А. Андреевой, В. Мининой, И. Михайловым и другими.

В составе 74‑го БАО всю войну прошла В. Ф. Бабенко. Сначала была официантом, затем поваром, дошла до Германии. Там погиб её муж Н. В. Кузнецов. Герой Советского Союза Н. В. Кузнецов родился 13 декабря 1921 года в Тюменской области. В 1941‑м окончил Омскую военную авиационную школу пилотов, а в августе 1944‑го уже занимал должность заместителя командира эскадрильи 70 ГШАП. Звание Героя Советского Союза было присвоено ему ещё при жизни, в 1944 году. Во время боёв за Берлин 14 апреля 1945 года он направил свой горящий штурмовик на вражескую батарею и погиб.

В секретном отделе 74‑го БАО работала и жительница нашего посёлка Е. И. Рябкова. В Крестцы она попала из Ленинграда, при эвакуации. 13 октября 1941 года была принята на место солдата бухгалтером.

Записала Оксана ЕГОРОВА
Фото из архивов


В распоряжении А. П. Лебедева для обеспечения работы аэродрома было огромное хозяйство: 3,5 тысячи человек личного состава, из которых 500 офицеров, 900 сержантов и рядовых бойцов, сотни автомобилей, тракторов и другой техники.

Начало нового 1944 года расположенные около Новгорода соединения и части 59-й армии встретили в боевой обстановке. Готовилось масштабное наступление. Стрелковые подразделения по очереди выводились в тыл и на учениях разрабатывали тактику наступления в лесисто-болотистой местности, с командирами подразделений проводились занятия. К прорыву глубокоэшелонированной обороны врага на подступах к городу готовились девять стрелковых, три авиационные, одна артиллерийская дивизии, а также стрелковые и танковые бригады, другие части и соединения Волховского фронта.

В числе стрелковых дивизий, которым отводилась роль ударной силы фронта, была 191-я Краснознаменная стрелковая дивизия генерал-майора И. Н. Бураковского. С приданными, кроме штатных огневых средств, средствами усиления (два минометных полка и один артиллерийский полк) ей предстояло наступать в непосредственной близости к Новгороду и форсировать Волхов напротив деревни Котовицы.

15 января командир 546-го полка подполковник С. А. Кобзарь подписал наградной лист на командира 2-й стрелковой роты капитана Николая Семёновича Хомякова, представленного к ордену Красного Знамени. Раненый в самом начале боя 14 января, Н. С. Хомяков продолжал вести роту и одним из первых ворвался в траншеи врага. К исходу дня он был ранен второй раз, но продолжал управлять боем по овладению опорным пунктом противника.


18 января 191-я дивизией были освобождены деревни Моторово, Трубичино, Стипенка, во второй половине дня 552-й полк овладел деревнями Стрелки и Остров, выбил немцев из деревни Кречно. 546-й полк с приданным батальоном 225-й дивизии заняли поселок Кречевицы. К исходу дня 191-я дивизия очистила от противника весь левый берег Волхова на участке Кречевицы – Кречно, шоссейную и железную дороги Чудово – Новгород на участке Чечулино – Витка.

Узнав о гибели командира 546-го полка, командующий Волховским фронтом К. А. Мерецков вызвал к телефону его заместителя по политчасти майора И. В. Звягинцева и спросил, справится ли он с обязанностями командира полка. Иван Васильевич ответил, что постарается оправдать доверие генерала. К боям за Новгород было приковано внимание всего фронта.

Размещенные в интернете документы Центрального архива Министерства обороны РФ свидетельствуют, что погибшие в один день полковник Николай Фёдорович Петриков и подполковник Савва Антонович Кобзарь были ровесниками – 1906 года рождения, – и являлись уроженцами Украины (Н. Ф. Петриков – Каменец-Подольской области, С. А. Кобзарь – Ворошиловградской области), оба служили в Красной армии с 1928 года и участвовали в войне с первого дня. Н. Ф. Петриков был командиром полка с 22 марта 1943 года, С. А. Кобзарь – с 10 мая 1943 года. Оба офицера были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени.


Письмо начальника политотдела 21-й отдельной трофейной бригады майора К. А. Шабанова к секретарю Новгородского обкома ВКП(б) о состоянии захоронений погибших в боях за освобождение Новгорода командиров полков 191-й стрелковой дивизии. 14 июня 1946 г.

ГАНИНО. Ф. 22. Оп. 4. Д. 34. Л. 24.

В именном списке безвозвратных потерь начальствующего состава полка местом погребения С. А. Кобзаря указана восточная часть деревни Витка, но прах доблестных командиров нашел упокоение в Новгородском Кремле. 14 июня 1946 года начальник политотдела 21-й отдельной трофейной бригады, а в период боев за Новгород – заместитель начальника политотдела 191-й дивизии майор К. А. Шабанов писал новгородским властям:

«Я работал в 191 Новгородской Краснознаменной Стрелковой Дивизии, которая участвовала в боях за освобождение древнего русского города НОВГОРОДА. Считаю своим долгом сообщить следующее:

В боях за город НОВГОРОД 18-19 Января 1944 года смертью храбрых погибли два командира полка (командир 552 стрелкового полка полковник ПЕТРИКОВ, командир 546 Стрелкового полка подполковник КОБЗАРЬ).

Вам, видимо, известно, что бои за овладение городом носили тяжелый характер, особенно на подступах к нему в населенных пунктах КОТОВИЦЫ, ЧЕЧУЛИНО и др. Эти два боевых товарища похоронены в Кремле, рядом с братской могилой героям гражданской войны.

В период военных действий не имели возможности оформить братской могилы, как следует.

Из 19 человек, похороненных в братской могиле в Новгородском Кремле, непосредственно в бою за Новгород погибли только Н. Ф. Петриков и С. А. Кобзарь.

Освобождение старинного города стало результатом глубоко продуманной и блестяще проведенной наступательной операции. Сегодня наша задача – не забывать о той высокой цене, которую заплатили части и соединения Волховского фронта за спасение города от врага, сохранять память о тех, кто отдал свои жизни в эти светлые дни января 1944 года, тех, кто под огнем гитлеровских войск прошел последние трудные километры на подступах к Новгороду и изгнал захватчиков из древней столицы русской земли.

Колотушкин Валерий Геннадьевич,

заведующий отделом использования документов

Государственного архива новейшей истории Новгородской области

В поселок Вещево мы поехали, чтоб посмотреть на заброшенный военный аэродром, что похож на уже посещенный нами зимой аэродром в Громово (о походе на аэродром в Громово читайте в этой статье)
Но самым интересным там был заброшенный объект с другой стороны поселка - воинская часть при аэродроме, где были радарные установки (так предположили мы, а местные жители подтвердили) . И надо сказать, что и сам поселок Вещево - это царство наползающей смерти. Еще живые дома соседствуют с десятками мертвых, и атмосфера поэтому здесь весьма мрачноватая. Смотрите мой фотоотчет о всех посещенных объектах в этот день.


Часть 1. Поселок Вещево

Знаю, что мои посты читают тысячи людей. И по моим маршрутам потом делают походы и поездки, причем часто передавая сведения друг другу, в результате число узнавших их увеличивается еще в разы, и они уже и не догадываются, благодаря кому узнали этот маршрут. Мне не жалко - чем больше людей путешествуют, тем более развит будет туризм в России, и тем больше людей поймут, что в нашей стране круто, интересно, и разнообразно. Поэтому я подробно напишу, как именно мы доехали. И там карту маршрута.

Итак: выезд из Петербурга Ласточкой, отправление в 9.30 от Финляндского вокзала. В Выборге мы в 10.45. Автобус от автовокзала отправляемся 11.45, номер 145, стоимость 136 рублей. Ехать до конечной.


Первое, что мы видим у автобусного конца - бесконечные мертвые дома. Они в хорошем еще состоянии, но жители их покинули, и поэтому внутри все уже разграблено. Скоро они начнут разрушаться


Вынуто каждое стекло. Пока были стекла, в доме не было сильного перепада температур и влажности. Теперь же колебания погоды быстро его убьют. Почему хорошие дома обречены так бездарно пропасть?


Поселок-призрак. Везде мертвечина. Когда-то здесь жило много военных при аэродроме, который был одним из крупнейших в наших краях. Потом аэродром забросили. И многие уехали отсюда. Затем закрыли станцию железной дороги, сняли рельсы и шпалы. В поселке доживают свой век пенсионеры. И живет какое-то количество людей, кто ездит работать в Выборг. Но половина поселка брошена, и разваливается. Постепенно мертвых домов становится все больше и больше. Есть школа, есть дети - но они растут в атмосфере разрухи и умирания окружающего пространства


Живые дома тоже есть, но они почему-то жмутся по окраинам, их видно во вторую очередь, а мертвые - в первую, потому что они прямо в центре поселка. Мертвечина завладела центром, вытеснив жизнь в укромные уголки. Здесь кто-то из жильцов попытался сделать стену более нарядной и красивой.


Огромный мертвый дом. Магазин в нем, похоже, тоже помер.



И отсюда жизнь ушла


Встала с колен Россиюшка! Верным путем идем, товарищи!


Часть 2. Заброшенная воинская часть

Ну а нам пора смотреть то, ради чего приехали - и это вовсе не развалины поселка. Идем к первому объекту. Так как он есть не на всех картах, я сделал скришот вида со спутника, и нарисовал, как идти туда. Здесь, на спутниковом снимке, видно дорогу в лесу, которая выходит из поселка. В правой части кадра от этой дороги поворот на юг, где место с вырубленным лесом - хорошо заметная "проплешина". Туда мы и направляемся. Красным обозначен наш путь


Вот что тут очень радует - так это лес! По лесу идти очень приятно, он красивый. Настоящая красота Карелии!


Качественных фото не получилось - было очень пасмурно и туманно. Но все ж понять, какой лес, можно


Ноябрьские грибочки. Вроде похожи на ложные опята


В лесу на каждом шагу попадаются большие валуны


Вот мы и пришли


На фото видно два ангара, присыпанных землей. На самом деле их три, но третий спрятан так глубоко, что его вообще невозможно увидеть.


Групповое фото перед уходом в подземный мир


В первом ангаре. Тут была военная техника.


Второй я не стал фотографировать - в нем все примерно так же. Сфотографировал лишь трубы, свисавшие сверху. И огромный светильник


Вход в таинственные подземелья, скрытые под сосенками. Там такой же ангар, как на предыдущем фото, только разделен перегородкой пополам. И множество еще помещений и коридоров. Снаружи это не видно - все замаскировано под холм, покрытый лесом


Внутрь попадаем по этому коридору


От него идет ход направо. Налево тоже есть ход - он соединяет с одним из ангаров, где мы уже были


Вот так выглядит третий ангар. Перегородками вертикальной и горизонтальной он поделен на 2 половины с 2 этажами на каждой. И в них еще множество комнат, разделенных перегородками


Лазать и ходить можно долго. Но только с хорошим фонарем, без него лучше не соваться!


Лестница на второй этаж. Здесь хорошо видно, какие мощные стены у бункера


Здесь большой простор для любителей полазать!


В таких местах можно тренировать полезные походные навыки


Выключатели есть, но света здесь уже не будет никогда.


На полу лежал баллон от лампочки, но без цоколя. Откуда-то отвалился. Если б не фонарь, мы бы на него наступили


Исследователи таинственных подземелий


На втором этаже нашли откидные кресла, как в кинотеатре


Тут хранились всякие документы. Вот здесь список аэродромов Ленинградской области, с координатами


В Громово аэродром существует до сих пор, в Сиверской нет, но собираются возродить. Про Лодейное Поле не знаю.


План мероприятий. Первое - "проведения ритуала заступления на боевое дежурство"


Из каждого ангара есть запасной выход с другой стороны, а также ход в соседний ангар. В общем, целый лабиринт. А здесь еще и ход с люком, ведущим наверх.


Обратили мы внимание и на многочисленные холмы вокруг ангаров, явно рукотворные


На них оказались ровные заезды, ведущие на вершины холмов. Явно дорога для грузовика.


А на верхушках холмиков были бетонные площадки. Где-то целые. где-то развалившиеся. Здесь фото руин одной из них. Я предположил, что здесь был грузовик с радиолокационной станцией. Позже местные это подтвердили, сказав, что здесь была воинская часть с радарами.


Огневая точка у подножия холма. Через амбразуру можно и наблюдать, и стрелять.


Дверь в огневую точку.


Часть 3. Танк ИС-3

Вернувшись в поселок, мы пошли фотографировать его достопримечательность - танк ИС-3, стоящий на постаменте


Все люки заварены, но через маленькие дырочки какие-то местные уроды умудрились целиком завалить его мусором - объедками, пивными банками, пластиковыми бутылками. Внутрь лучше не заглядывать. Танк ИС-3 - это тяжелый советский танк с очень мощным орудием. Выпускался в 1945-46 годы.


Этот танк не успел поучаствовать во Второй Мировой войне. СССР применял его лишь раз - при подавлении восстания в Венгрии, которое случилось в 1956 году. Не самое почетное применение. Танк был очень мощным, почти неуязвимым, потери среди наших войск были единичные. Позже повоевал он на стороне арабов, которые пытались советскими танками разгромить Израиль. Арабы воевали отвратительно, и хорошие машины им не помогли - Израиль разбил их в пух и прах, после чего арабы трусливо бежали, побросав танки. Брошенная техника не пропала - она поступила на вооружение израильской армии.


Боевая масса этого танка 46 тонн. Для сравнения, масса легендарного Т-34 - 32 тонны


Часть 4. Аэродром

Уже начинало темнеть, когда дошли мы до аэродрома. Нас встретило мертвое здание, откуда управляли полетами


Бетонные дорожки заросли соснами и травой.


Ангары я почти не фотографировал - в упомянутой мною выше статье про поход в Громово были аналогичные фото, поэтому не было смысла их повторять, здесь все так же. Тем более, что стемнело, и фотографировать было уже трудно


В отличие от Громово, тут не осталось ни одной железной двери - все украдено.


Второй выход из ангара, вероятно для грузовика с топливом


Гуляем по ангарам. Внутри раньше стояли самолеты-истребители.


Аэродром в Вещево был известен трагической историей. В конце 1980-х годов семья артистов Овечкиных угнала самолет, взяв заложников. По пути их уговорили сделать посадку в Финляндии для дозаправки. Сели они в Вещево, возле границы с Финляндией, и не сразу поняли, что их обманули, но вскоре увидели советских солдат, которые пошли на штурм. В результате штурма погибли 3 пассажира и бортпроводница, 19 пассажиров были ранены. Угонщики самолета покончили с собой, поняв, что все кончено


В ангарах встречалась всякая мебель - столы,лежанки, поддоны. Кто-то сюда приходит иногда отдыхать.


Вероятно скоро аэродром станет ареной для любителей военных игрищ, вроде страйкболистов


В 1998 году велись переговоры с Америкой - сдать аэродром в аренду. Американцам было бы удобно, они могли бы тут дозаправляться при полетах в Европу. А Россия получила бы деньги. Но случился экономический кризис, отставка правительства, переговоры накрылись - России было не до этого уже.


Как и в Громово, здесь есть ангар с помещением для часового на крыше


В Громово был просто какой-то кузов, а тут - симпатичный домик


На посту часового мы устроили чаепитие. Уже совсем стемнело. Попив чаю, двинулись к автобусной остановке


Обратно мы вернулись автобусом 18.05 из Вещево. Прибыли в 18.50 в Выборг. Оттуда электричкой в 19.34.


Это была торжокская ЭТ2М, которую я зимой люблю и уважаю за то, что в ней всегда теплая печка


Вам понравился материал в моей статье? Если да, то можете отблагодарить немного, поддержав мой проект. Киньте рублей 10-15 на мой телефон +7-981-8345749, этот номер я использую в походах для подключения к интернету, чтоб видеть карты местности, расписание транспорта, и другую информацию. Ваш вклад поможет развитию туризма и краеведения.
---------------------------------------- ------------

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.