А теперь горбатый что где когда


Фото: кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя". Режиссер Станислав Говорухин. Сценарист Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер

10 мая, ровно 40 лет назад, в Одессе начались съемки фильма Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", который считается самой известной картиной советского кинематографа о трудовых буднях МУРа. Реплики главных героев моментально разлетелись на цитаты, а Жеглов и Шарапов стали народными героями, олицетворением справедливости.

Редакция портала Москва 24 собрала самые яркие и точные фразы из фильма – почти на все случаи жизни.

Этот фильм о работе Московского уголовного розыска в послевоенные годы снят Одесской киностудией. Премьерный показ состоялся по Первой программе Центрального телевидения СССР в течение пяти дней – с 11 по 16 ноября 1979 года.


Фото: кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя". Режиссер Станислав Говорухин. Сценарист Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер

– Ну-с, дорогие граждане уголовнички, приступим к делу!

– Это только ты один умный, а я так – погулять вышел.

– Что за шум, а драки нет?!

– Здесь МУР, а не институт благородных девиц!

– Вор должен сидеть в тюрьме! Я сказал!

– Кому повезет, у того и петух снесет, и такая птица, как ты, у меня тоже нестись будет!

– Теперь Горбатый! Я сказал: Горбатый!

– Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать.

– Ну и рожа у тебя, Володя! Ох и рожа! Смотреть страшно.

В 1987 году Владимиру Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР за создание образа капитана Жеглова и авторское исполнение песен.


Фото: кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя". Режиссер Станислав Говорухин. Сценарист Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер

– Ну, граждане дорогие, ну, товарищи мазурики!

– Самое дорогое на свете – глупость, потому что за нее дороже всего приходится платить.

– Если закон один раз подмять, потом другой раз, потом им начинать дырки в следствии затыкать, как нам с тобой будет угодно, то это уже не закон будет, а кистень.

– Коты от удовольствия крутят хвостами. Это, правда, не значит, что, если им крутить хвосты, они получат удовольствие.

– А не было у тебя, говорят, сукин сын, – умысла на теракт?

– Что у вас с лицом?
– В "Астории" поужинал.

– Мне! Сберкнижку – мне. Она мне сердце согреет, когда в подвал вместе полезем.

– Паскудный вы народ, бабы! Там твой мужик на нарах парится, а ты пять кусков зажала, жизнь его под корень рубишь.

– Папаш, можно я поем малость. После казенных харчей на твое изобилие смотреть больно.

– Ну покедова, бабанька. Покедова…

– …Но поиск ведете в правильном направлении.

Кроме того, под его режиссурой были сняты сцены опознания Фокса и освобождения Груздева.


Фото: кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя". Режиссер Станислав Говорухин. Сценарист Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер

– О-блигация или А-блигация?
– О-блигация. Чего? Какая облигация?
– "Я, Манька-Облигация. "
– Да ты что, с ума сошла?!

– А угостите даму спичкой, гражданин начальник.

– Консерваторию кончить не дают!

– А ты меня не совести и не агитируй.

– Ты токо скажи, я ж тебе всю жизнь верная буду. Ты парень хоть куда.


Фото: кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя". Режиссер Станислав Говорухин. Сценарист Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер

– Ну что будем делать, господа хорошие?

– Выпьем, закусим, о делах наших скорбных покалякаем.

– Бабу не проведешь, она сердцем видит.

– Есть у нас сомнение, что ты, мил-человек, стукачок!

– За твое здоровье пить глупо – оно ведь тебе больше не понадобится, здоровье хорошее…

– А мусорка своего отдашь нам на съедение?

– Дорисковался, гаденыш! Говорил я ему, говорил: кабаки и бабы доведут до цугундера!

– А пусть он сам за вас похлопочет, а мы рассмотрим.

– Володенька, я ведь тебя зубами загрызу! Слышишь, Володенька?

– Черт с вами, банкуйте!


Фото: кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя". Режиссер Станислав Говорухин. Сценарист Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер

– Чтоб я себе с пола срок поднял?

– Товарищи, что ж это делается, фронтовику руки крутят!

– По замазкам вроде бы фраер, но не фраер, это точно. Ему человека подрезать, что тебе высморкаться.

– Я не курю, ты же знаешь, но в камере пригодится.

– Кошелек у гражданки украл!
– Украл!
– Кофелек… Какой кофелек? На, обысси!

  • Вакансии
  • Обратная связь
  • Контакты
  • Размещение рекламы
  • Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Instagram
  • Telegram



Оперативник Жеглов действительно существовал. Работал в МУРе, ловил преступников, но в конце 1950-го у него вышел конфликт с начальством, и он застрелился. В тот же период в МУРе работал и почти тёзка Володи Шарапова – молодой Владимир Арапов. Помимо ловли обычных преступников он прославился тем, что арестовал собственную невесту. Красавица-любимая оказалась воровкой.


Несмотря на то, что кандидатура Высоцкого на роль Жеглова была решённой для сценаристов, для руководства Одесской киностудии (именно на её базе велись съёмки всего фильма) в недалёком будущем вопрос стоял иначе. На роль Жеглова пробовали других актёров (см. фото), но в конечном итоге круг поиска замкнулся на Высоцком.


Как Вайнеры режиссёра выбирали


С февраля 1978 года начался подготовительный период и отбор актёров.

С Высоцким, несмотря на его одиозность и дебют на телевидении, да ещё в главной роли, проблем не возникло. Говорухин провёл формальные пробы, отсняв вместе с Владимиром Семёновичем десяток заранее нехарактерных актёров. Высоцкого утвердили с первого раза. А вот образ друга и напарника Жеглова – Володи Шарапова – поставил киношников в тупик.

Аркадий Вайнер видел Шарапова в актёре Евгении Герасимове, но он, занятый в другой картине, отказался, или Евгения Леонова-Гладышева, но его пробы забраковал худсовет (актёру досталась в фильме эпизодическая роль Васи Векшина). Георгию Вайнеру Шарапов представлялся в облике Николая Губенко, а ещё лучше – Леонида Филатова.

Высоцкий говорил, что самый лучший Шарапов – это Иван Бортник (в итоге блестяще исполнил роль Промокашки). Режиссёр настаивал на Сергее Шакурове.


Пришлось Говорухину прибегнуть к испытанному способу: одновременно с пробами Конкина он сделал и пробы заведомо не подходящих на роль Шарапова актёров: Ивана Бортника и Станислава Садальского (будущий Сапрыкин, он же Кирпич). Увидев результат, Вайнеры плюнули и отступили.
Конфликт режиссёра со сценаристами разгорался. Когда Говорухин, позабыв о клятве, начал вносить правки в сценарий, братья-писатели взорвались и отказались принимать какое-либо участие в создании картины. Даже потребовали убрать свои фамилии из титров. Первоначально там был указан некий Станислав Константинов.

Только потом, когда фильм получил оглушительный успех, режиссёр помирился с писателями, и Вайнеры согласились фамилию вернуть в титры. Любопытная деталь: Вайнеры не просто согласились вернуть свою фамилию, а переснимали титры за собственные деньги.

Из Павла Корчагина – в сыщики



Друзья в кадре, а за кадром.

Он стал паковать чемоданы. Ситуацию спас Виктор Павлов (Левченко). Он вызвался проводить Конкина до вокзала, прихватил с собой сценарий. На привокзальной площади, возле памятника Марксу и Ленину, Павлов забрался на пьедестал и, обнимая то одного, то другого революционного деятеля, стал читать сценарий. Потом приволок умиравшего от смеха Владимира обратно в гостиницу, они распили бутылку сухого вина, и наутро бывший Павка Корчагин окончательно превратился в муровца Шарапова.
Осенью 1979 года группа переехала из Одессы в Москву.


Репетировали полмесяца. Снимали в промозглый вечер сентября. Все подъезды перекрыты ГАИ, но по бокам моста всё равно толпилась огромная толпа зрителей. Режиссёр дал сигнал. Грузовик разогнался, ударился колёсами о тротуар и полетел. Ремни безопасности применять было нельзя. Каскадёры упёрлись во что можно руками и ногами. Навстречу неслось что-то чёрное. Когда грузовик снёс парапет, все ждали, что он упадёт в воду днищем (для этого в кузов положили тяжёлую плиту), но грузовик перевернулся и упал прямо кабиной, причём в то место реки, где было мелко.

Киношников затрясло. Все решили, что кабина сплющилась от удара о дно и каскадёры мертвы. Но они чудом выжили. Обидно стало через несколько минут не только смельчакам, но и всей киногруппе: основная камера, которая должна была снимать падение крупным планом, не сработала. В фильм вошёл эффектный, но общий план.

Укушение Высоцкого

Почти все натурные съёмки фильма сопровождались толпами фанатов. Не сдерживали ни холод, ни ночное время. Доходило до курьёзов.

Тогда обратились к Армену Джигарханяну, способному справиться с любой ролью.

Благодаря Высоцкому попал в картину и его друг, Всеволод Абдулов, исполнитель роли Соловьева.
«В начале осени 1977 года я разбился на машине буквально насмерть. Три недели без сознания — полный кошмар. Затем — одна больница, вторая, третья, четвертая. Поначалу врачи вообще ко мне не подходили — знали, что случай смертельный и шансов нет. Но я… как-то не хотел умирать! Я ничего не соображал, но пытался им объяснить, что все-таки жить буду! И когда уже весной я лежал в очередной больнице после тяжелой операции, пришел Володя со Славой Говорухиным.



В связи со скромным бюджетом (на фильм Гостелерадио выделило менее 1 млн рублей вместо заявленных 1,4) авторы экономили на всём. В эпизодах приглашали сниматься родственников, друзей, знакомых, членов киногруппы и т.д.

В ресторане, где Фокс танцевал с официанткой Марианной, за одним из столиков можно видеть дочь Аркадия Вайнера, Наталью Дарьялову, а среди музыкантов легко обнаружить дующего в саксофон Сергея Мазаева и т.д.


Пять вместо семи


Пустые улицы СССР

Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед


Оперативник Жеглов действительно существовал. Работал в МУРе, ловил преступников, но в конце 1950-го у него вышел конфликт с начальством, и он застрелился. В тот же период в МУРе работал и почти тёзка Володи Шарапова – молодой Владимир Арапов. Помимо ловли обычных преступников он прославился тем, что арестовал собственную невесту. Красавица-любимая оказалась воровкой.



Как Вайнеры режиссёра выбирали


С февраля 1978 года начался подготовительный период и отбор актёров.

С Высоцким, несмотря на его одиозность и дебют на телевидении, да ещё в главной роли, проблем не возникло. Говорухин провёл формальные пробы, отсняв вместе с Владимиром Семёновичем десяток заранее нехарактерных актёров. Высоцкого утвердили с первого раза. А вот образ друга и напарника Жеглова – Володи Шарапова – поставил киношников в тупик.

Аркадий Вайнер видел Шарапова в актёре Евгении Герасимове, но он, занятый в другой картине, отказался, или Евгения Леонова-Гладышева, но его пробы забраковал худсовет (актёру досталась в фильме эпизодическая роль Васи Векшина). Георгию Вайнеру Шарапов представлялся в облике Николая Губенко, а ещё лучше – Леонида Филатова.

Высоцкий говорил, что самый лучший Шарапов – это Иван Бортник (в итоге блестяще исполнил роль Промокашки). Режиссёр настаивал на Сергее Шакурове.


Пришлось Говорухину прибегнуть к испытанному способу: одновременно с пробами Конкина он сделал и пробы заведомо не подходящих на роль Шарапова актёров: Ивана Бортника и Станислава Садальского (будущий Сапрыкин, он же Кирпич). Увидев результат, Вайнеры плюнули и отступили.
Конфликт режиссёра со сценаристами разгорался. Когда Говорухин, позабыв о клятве, начал вносить правки в сценарий, братья-писатели взорвались и отказались принимать какое-либо участие в создании картины. Даже потребовали убрать свои фамилии из титров. Первоначально там был указан некий Станислав Константинов. Только потом, когда фильм получил оглушительный успех, режиссёр помирился с писателями, и Вайнеры согласились фамилию вернуть в титры. Любопытная деталь: Вайнеры не просто согласились вернуть свою фамилию, а переснимали титры за собственные деньги.

Из Павла Корчагина – в сыщики




Друзья в кадре, а за кадром.

Он стал паковать чемоданы. Ситуацию спас Виктор Павлов (Левченко). Он вызвался проводить Конкина до вокзала, прихватил с собой сценарий. На привокзальной площади, возле памятника Марксу и Ленину, Павлов забрался на пьедестал и, обнимая то одного, то другого революционного деятеля, стал читать сценарий. Потом приволок умиравшего от смеха Владимира обратно в гостиницу, они распили бутылку сухого вина, и наутро бывший Павка Корчагин окончательно превратился в муровца Шарапова.
Осенью 1979 года группа переехала из Одессы в Москву.


Репетировали полмесяца. Снимали в промозглый вечер сентября. Все подъезды перекрыты ГАИ, но по бокам моста всё равно толпилась огромная толпа зрителей. Режиссёр дал сигнал. Грузовик разогнался, ударился колёсами о тротуар и полетел. Ремни безопасности применять было нельзя. Каскадёры упёрлись во что можно руками и ногами. Навстречу неслось что-то чёрное. Когда грузовик снёс парапет, все ждали, что он упадёт в воду днищем (для этого в кузов положили тяжёлую плиту), но грузовик перевернулся и упал прямо кабиной, причём в то место реки, где было мелко. Киношников затрясло. Все решили, что кабина сплющилась от удара о дно и каскадёры мертвы. Но они чудом выжили. Обидно стало через несколько минут не только смельчакам, но и всей киногруппе: основная камера, которая должна была снимать падение крупным планом, не сработала. В фильм вошёл эффектный, но общий план.


Почти все натурные съёмки фильма сопровождались толпами фанатов. Не сдерживали ни холод, ни ночное время. Доходило до курьёзов.

Тогда обратились к Армену Джигарханяну, способному справиться с любой ролью.




В связи со скромным бюджетом (на фильм Гостелерадио выделило менее 1 млн рублей вместо заявленных 1,4) авторы экономили на всём. В эпизодах приглашали сниматься родственников, друзей, знакомых, членов киногруппы и т.д.

В ресторане, где Фокс танцевал с официанткой Марианной, за одним из столиков можно видеть дочь Аркадия Вайнера, Наталью Дарьялову, а среди музыкантов легко обнаружить дующего в саксофон Сергея Мазаева и т.д.


Пять вместо семи


Пустые улицы СССР

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

А теперь-ГОРБАТЫЙ.


"А теперь, горбатый, я сказал Горбатый!" – так и звучала у меня в голове фраза Глеба Жеглова, которая давно стала крылатой, когда я впервые увидел горбатого кита в ЮАР, в июле 2014года. Нет, конечно я их видел и до этого. Правда в основном по телевизору и на фотографиях. Не своих, к сожалению. Мне они нравились все. И эффектные снимки прыгающих китов и поднятые над поверхностью хвосты и плавники. Ну а подводные снимки вызывали приступы зависти (приступы были на столько сильные, что я даже не в состоянии понять, белой была зависть или все же черной). По сему, когда мы приехали на ход сардин узнали, что встреча в океане с китами гораздо более вероятна, чем с самими сардинами, это было для нас сюрпризом. Причем необыкновенно приятным!

Как утверждает современная наука, горбатые киты ( лат. Megaptera novaeangliae ) , так же как и другие представители водных млекопитающих, пришли в моря и океаны с суши. И произошли не от рыб, как могут некоторые подумать из-за некоторого внешнего сходства, а от сухопутных зверей. Причем предки китов мало того, что имели ноги, но на них еще имелись и копыта!



Предок китов, полуводное парнокопытное животное индохайус (Indohyus), выглядело примерно как олень размером с енота



Фото: Рустам Терегулов

Таким образом киты сбивают с себя раковины рачков, которые им наверное очень сильно досаждают. Не знаю, с чем это связано, но на разных особях количество паразитов очень разное. У кого-то весь хвост словно усеян раковинами,



а у других он практически чистый.


Интересно, от чего это зависит, от прыжковых навыков и умением таким образом эффективно от них ибавляться, или еще от чего?

Но за исключением очень мелких неприятностей, все у горбатых китов было хорошо, пока еще один вид млекопитающего не направил свой вечно голодный взгляд в сторону морей и океанов. Это человек разумный, конечно. Ну, т.е. мы с вами. Судить наших предков, которые начали охотиться на китов не за что. Китов добывалось относительно не много, ведь охота на китов была затеей не простой и очень даже опасной.


Но все очень сильно поменялось с началом механизированного промысла. За сто с небольшим лет человечество уничтожило около двухсот тысяч (. ) особей горбатого кита. К 1965 году численность этого вида составляла всего десять процентов от исходной численности популяции!


Хорошо, что хоть вовремя остановились. В 1966 году был введен полный запрет на промысловую добычу Горбатого кита, ура! И после запрета на промысел численность горбатых китов стала восстанавливаться, так что статус вида в списке Красной книги МСОП в 1990 году был изменён с Endangered (угрожаемый вид) на Vulnerable (уязвимый вид).
Теперь, когда все мы немного успокоились и перестали переживать за будущее существования на нашей планете Горбатых китов, можно вернуться и к моим с ними приключениям.

В тот же день, с которого начался этот рассказ, к лодке, в которой я находился, пришел еще один кит. Точнее китенок, как мы потом узнали. Сначала все было как с предыдущими: кит шел по своим делам, а мы на лодке то обгоняли его, то отставали и обходили с разных сторон, что бы сделать снимки разных частей его тела в разном свете.

Вот его "горб"-выгнутая спина перед заныриванием. (Благодаря именно этой манере сильно выгибать спину, этот вид китов и получил свое название - "горбатый")


Вот снимок в анфас, который на очень короткий промежуток времени мне казался очень удачным.

Сделан этот снимок был в момент, когда мы его обогнали для того, что бы можно было попробовать с ним поплавать… Того, что происходило дальше, не видели даже наши видавшие виды шкипер и дайв-гид! Кит оказался молодым и любопытным, по этому он решил, что мы ему интересны! Он развернулся к нашей лодке и ходил вокруг, то заныривая, то высовываясь на поверхность. При этом, он как дрессированный дельфин крутился и показывал и под водой и на поверхности все части своего туловища, обильно украшенного балянусами.

То пузико покажет,


то передний плавник,


которые у этого вида китов имеют внушительную длину и благодаря которым они имеют и второе название на русском языке- ДЛИННОРУКИЙ ПОЛОСАТИК.

То хвостика кусочек,



то подбородочек высунет!


То что, мы обалдели от такого к нам дружеского расположения гиганта-малыша, это понятно. Но наши гид и шкипер были шокированы и удивлены не меньше нашего. При этом шкипер, с которым мы вдвоем оставались в лодке, не растерялся и все происходящее заснял на GOPRO и затем любезно поделился с нами своим видео. Это было просто ПОТРЯСАЮЩЕ. Убедитесь в этом сами:

Я из-за своей не подготовленной подводной камеры остался в лодке и снимал происходящее на другую камеру, "сухопутную", на которой стоял телеобъектив. Нет, все конечно здорово и так, ведь я увидел и поучаствовал в таком действе, которому позавидует кто угодно! Но как подводный фотограф я остался не у дел. Ведь кит прямо позировал под водой.
И не смотря на то,что в какой-то момент за ребят можно было понервничать (уж слишком "тесно" проходила фотосессия и слишком в разных весовых категориях находились фотографы и модель),


снимки в итоге у моих товарищей получились просто отменными.



Фото: Рустам Терегулов

Все наше приключение с китом в этот день длилось считанные минуты. Но такие минуты остаются в памяти на всю жизнь. Спасибо, тебе любопытный китенок за это незабываемое приключение!


В следующие дни этой южноафриканской поездки мы еще не раз встречались с горбатыми китами. Мне даже повезло сделать пару подводных снимков. Пусть они и не получились шедевральны (видимость в местах наших следующих встреч не была столь хорошей как в первый день, да и сами встречи были гораздо более мимолетными), Но это первые и пока единственные мои снимки этих гигантов под водой! И по этому, для меня они остануться бесценными навсегда!



Вот здесь бы уже и закончить с южноафриканскими китами, но я не могу никак уйти от этих воспоминаний. И вас еще инемного в них подержу несколькими снимками, сделанными мной, что бы поделиться эмоциями и красотой того путешествия.





Сейчас в Мировом океане насчитывается 3 крупные изолированные популяции Горбатых китов. С одной из них, с той, что обитает в южном полушарии, я вас уже познакомил. Но не прошло и года с момента моей поездки в ЮАР, как мне удалось увидиться с представителями двух других популяций. В районе Командорских островов, где я работал волонтером-фотографом, мы встретили Горбачей из популяции, обитающей в северной части Тихого океана. Т.к. наша волонтерская группа состояла из трех подводных фотографов, то когда руководство Командорского запаведника вывезло нас к месту встречи с китами, мы очень надеялись, что эта встреча произойдет в воде, где киты, радостно будут нам позировать. Ведь до нас подводные фотографы к ним не приезжали. Но северные киты оказались гораздо более суровы, чем южные. То ли погода их заразила своей недружелюбностью, то ли остров Беринга, около которого мы искали с ними общение, не настраивает на легкомысленный лад, но все наши попытки выйти на близкий с ними контакт оказались тщетны. И даже результат съмики с лодки оказался гораздо более скромный, чем у берегов Южной африки.



В отличае от своих тихоокеанских собратьев, горбатые киты из северо-атлантической популяции оказались гораздо более приветливы. Я их встретил в Норвежском море, где они вместе с косатками любят полакомиться сельдью. Все происходит точно так же, как с сардинами в ЮАР. Там дельфины, а здесь косатки выбивают из огромных косяков мигрирующей рыбы относительно небольшие стайки, которые называются бэйт-болы, поднимают на поверхность, где и начинается пиршество с участием в том числе и китов. Еще норвежские горбачи очень любят подъедать рыбку, которая остается, после рыбацких судов, сбегая из сетей. Но начинается все с обратного. Сначала рыбаки идут туда, где есть киты и косатки. Ведь это верный признак того, что и рыба где-то рядом. Здесь у людей с китами полнная дружба и взаимопощь в общем деле - рыболовстве. И потому частенько киты и рыболовные суда можно видеть вместе.


Может это и было основной причиной того, что когда наше норвежское сафарийное судно встречалось с китами, то они охотно подходтли к нам очень близко. И я уверен, что если бы мы пошли к ним плавать, то они бы нас встретили с большой радостью. Но проверить это нам так тогда и не удалось. Качка на море была столь сильной, что мы ни разу за неделю так и не смогли пересесть с корабля в "зодиак" ( небольшая надувная лодка), что бы уже с него спуститься в воду. Пришлось довольствоваться наблюдениями китов с корабля, что согласитесь, тоже очень даже и не плохо!



И в завершение своего рассказа про горбатых китов, хочу поделиться с вами своим самым любимым снимком, который я сделал в Норвегии. На нем фонтан который выдул кит. Но фонтан не простой, а в виде большого сердца. Мне кажется это получилось не случайно. Это символ благодарности китов всему человечеству за то, что оно одумалось и перестало бездумно уничтожать этих гигантов, дав им шанс на спасение. И как же это было во-время! Ведь еще немного и ни одной из тех фотографий, что вы здесь видели, могло ведь и не быть, как и самих горбытых.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.